Территориальные споры между Боливией и Парагваем из-за богатого нефтью Северного Чако (Chaco Boreal) начались практически сразу же после обретения обеими странами независимости. Так как Парагвай получил независимость в 1811 году, а Боливия окончательно стала независимым государством лишь в 1825-м, то Парагвай успел серьезно укрепить пограничные районы, разместив там форты и гарнизоны.
Удержание Северного Чако являлось делом национального престижа Парагвая: если бы он утратил эти территории, то, с учетом результатов войны против Тройственного Союза Аргентины, Бразилии и Уругвая 1864 - 1870 годов, территория страны уменьшилась бы до 1/3 первоначальной (на 1811 г.). Парагвай предлагал Боливии некоторые территориальные уступки, но та упрямо стояла на своем: или все, или ничего.
Действуя с позиции силы - Боливия была куда богаче и сильнее Парагвая, - боливийцы предъявили претензии на всю эту область. Помимо нефти, их аппетиты подстегивало стремление обеспечить себе выход к морю по рекам Парагвай и Парана для вывоза этого самого "черного золота" Но переговоры зашли в тупик, и обе стороны стали готовиться к большой войне.
Причина же неуступчивости Парагвая, выглядевшая на первый взгляд совершенно фантастически, заключалась, как ни странно звучит для страны, не имеющий выхода к морю, в наличии военного флота, правда, речного. Дело в том, что любой военный корабль, предназначенный для речной войны, является, по сути, молютльной артиллерийской платформой, защищенной броней, а его орудия отличаются куда большей мощностью и дальностью стрельбы ,нежели полевые пушки.
Стало быть, сухопутная группировка противника, войдя в зону действенного огня корабельных орудий - а корабль может внезапно подойти к месту ее дислокации - и не успев толком окопаться, может понести очень большие потери и зачастую очень лишена возможности подавить своим огнем корабельную артиллерию. А если с корабля вдобавок высаживается десант, то такая ситуация чревата фактическим разгромом противника со всеми вытекающими последствиями.
Поскольку сухопутные силы Парагвая, насчитывающие к 1928 году около пяти тысяч человек, значительно уступали армии Боливии, то у руководства страны - исходя из положения, что флот есть длинная рука государства - родилась идея резкого увеличения своей обороноспособности за счет усиления флота, состоявшего на тот момент из трех устаревших небольших канонерок, наиболее мощной из которых являлась "Tacuari".
Внутренние воды республики Парагвай относятся к бассейну реки Парана. Протяженность фарватеров судоходных участков рек республики составляет более трех тысяч километров, что примерно сопоставимо с таковыми у Волги без притоков. Защите реки Парагвай, протяженностью более 800 км придавалось, с учетом надвигающейся войны из-за Чако, особое значение: она являлась главной тыловой водной рокадной магистралью страны.
В начале 1930-х годов Парагвай решил усилить свой речной флот весьма необычными бронированными речными канонерскими лодками, получивших имена "Humaita" ("Умайта") и "Paraquay" ("Парагвай"), проект которых разработал талантливый парагвайский военно-морской инженер Боззано (Joze Alfredo Bozzano Baglietto; 1895 - 1969).
Обе они и сыграли ключевую роль как быстроходные вооруженные транспорты во время войны с Боливией (1932 - 1935). Ибо Боззано поручили спроектировать и построить универсальные суда, способные не только оказывать артиллерийскую поддержку армии, но и перевозить до 1400 солдат. При этом задача борьбы с береговыми батареями им не ставилась, посему бронирование было противопульным. Первоначальный проект и саму концепцию такого корабля Боззано представил в своей диссертации в Масачусетском технологическом институте.
© Ю.Ф. Каторин
Продолжение статьи в 110 выпуске сборника "Гангут"