Все знают их картины, реди-мейды, «мобили», коллажи и инсталляции. Но не все, что те, кто изменил искусство XX века, любили в свободное время покопаться в саду, собрать тостер, сыграть партию в шахматы или посмотреть сериал. Рассказываем об увлечениях и слабостях художников XX века.
— Марсель Дюшан обожал шахматы.
Их он сравнивал с искусством, и первые выигрывали, так как были «не так пропитаны коммерцией». А про игроков говорил так:
«Это особого рода сумасшедшие, вроде тех, какими считаются — но чаще всего не являются — художники».
Сам Дюшан принимал участие в крупных турнирах и чемпионатах Франции, играл по переписке, вел колонку о шахматах в журнале и составил ряд шахматных задач. Для себя один из самых радикальных реформаторов искусства XX века вырезал из дерева комплект для игры. Правда, единственной фигурой, которая не далась Дюшану, был конь. В США постоянным партнером французского художника стал композитор Джон Кейдж. А на одном из знаменитых снимков Марсель Дюшан запечатлен за шахматным столом с обнаженной моделью Евой Бабиц.
— Если Дюшан был страстным поклонником шахмат, то Пабло Пикассо — оружия.
Он любил стрелять, а с собой нередко носил заряженный холостыми патронами револьвер. Художник мог начать палить на улице в воздух, чем пугал прохожих. За это его однажды даже задержала полиция. А еще Пикассо порой тряс оружием перед покупателями, которые приходили в его мастерскую и начинали торговаться за картины.
— Роберта Раушенберга называли титаном американского искусства.
Он был внуком немецкого иммигранта и индианки из племени чероки, превратил в произведение искусства чучело козы из комиссионного магазина и стер рисунок Виллема де Кунинга, выставив после чистый лист. При этом Раушенберг был поклонником мыльных опер. Каждое утро он смотрел очередную серию «Молодых и дерзких». И, по словам управляющего художника Мэтта Холла, делал это «религиозно». Вообще различные сериалы и телевизионные программы постоянно шли в студии Раушенберга. «Он был большим телевизионным потребителем», — отмечал куратор фонда Роберта Раушенберга Дэвид Уайт.
— Неожиданное хобби было у английского художника-экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона.
И нет, речь не про азартные игры и алкоголь. Автор знаменитых триптихов с искаженными человеческими телами и тот, кого Маргарет Тэтчер назвала «человеком, который рисует эти ужасные картины», любил читать классические кулинарные книги. Бэкон делал это в попытке расслабиться и уснуть. Известно, что художник страдал бессонницей. У Бэкона было более 40 поваренных книг. Изданий одной только «Кухни французской провинции» Элизабет Дэвид у него было четыре разных варианта. Книги Бэкон изучал не из практических целей. Искусным кулинаром художник не был. Зато с интересом рассматривал иллюстрации книг, изучая цвета и то, как переданы фактуры продуктов и блюд. Бэкон даже коллекционировал изображения, например, кусков свинины и использовал их при создании своих картин.
— У пионера кинетического искусства американца Александра Колдера была привычка дважды в год отмечать свой день рождения.
Нет, дело было не в подарках. Просто мать художника утверждала, что чиновники допустили ошибку. Датой рождения Колдера записали 22 июля. Но женщина настаивала, что родила сына 22 августа. Александр Колдер в свою очередь воспользовался ситуацией и дважды — с разницей в месяц — устраивал праздник.
Что касается увлечений, то помимо «мобилей» Колдер создавал вполне универсальные бытовые принадлежности. Например, стулья, держатели для туалетной бумаги, пепельницы, дверные звонки и даже тостер.
— А вот Фрида Кало любила возиться в саду.
Его она разбила в своем доме в Койоакане, где в 1907 году родилась, а в 1954-м — скончалась. На фотографиях и автопортретах в волосы мексиканки нередко были вплетены цветы — как раз из собственного сада. Помимо них Фрида выращивала фруктовые деревья, на которых вызревали апельсины, абрикосы и даже гранаты. А еще — традиционные для Мексики растения: агаву и опунцию.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.