Найти в Дзене
История войн и оружия

Оружие Победы: самолет По-2 конструктора Поликарпова

На смену самолету учебно-тренировочному самолету У-1 еще в 1923 г. было решено создать другой самолет. Машину создавал заведующий Отдела сухопутного самолётостроения ЦКБ Авиатреста Н. Н. Поликарпов, он уже к тому времени сконструировал несколько самолетов.

Прежде всего в 1925 - 1927 гг. выбрали двигатель, рассматривали как иностранные "Майбах" 120 л. с., "Люцифер" 100 л. с., "Сальмсон" 120 л. с., так и отечественные М-12 Бриллинга и М-11 Швецова.

Окончательно в 1928 г. выбрали мотор Швецова и запустили в производство на заводе в Запорожье.

Тем временем опытный экземпляр самолета уже летал, 24 июня 1927 г. машина поднялась в воздух, он представлял собой деревянный биплан с мотором воздушного охлаждения, для удешевления производства взаимозаменяемыми делали части крыльев и элероны.

Мотор М-11 был недоведен, перегревалось масло, двигатель работал с перебоями на высоте больше 1 км. Недостатки устраняли совместными усилиями заводчан и конструкторов отдела сухопутного самолетостроения. Самолет поначалу не устраивал военных по скороподъемности, конструктор Поликарпов тут же предложил ряд изменений и машина стала соответствовать требованиям.

Второй вариант самолета полетел в январе 1928 г., отметили одну особенность в штопор самолет почти не входил, а выйти из него можно было просто бросив ручку управления.

Государственные испытания провели в марте 1928 г. Посадочная скорость была 60 км/ч, а максимальная 140 км/ч.

Выпускать машину должен был авиазавод № 23. Авиаконструктор Москалев вспоминал, что самолет прибыл без чертежей и их пришлось делать самим, как и расчеты прочности. Самолет стали строить массово сотнями, а затем тысячами.

В авиашколы У-2 пошли в 1930 году. Самолет получил высокую оценку как инструкторов, так и учеников.

Первые серийные У-2 были не лишены недостатков, слабыми были моторные рамы двигателей, амортизационные стойки шасси, сами двигатели перегревались, из-за утечек в системе бензосистемы случались возгорания в воздухе.

В ходе производства поставили более удобные сиденья, усилили нижние крылья, увеличили козырьки, установили вариометры и бензиномер, увеличили масло- и бензобаки.

В войска в 1933 г. пошла специальная версия с курсовым и турельным пулеметом У-2ВС. Установили подвески для мелких бомб. Правда, в Великой Отечественной они вероятнее всего участия не приняли.

В октябре 1940 г. в ВВС Красной Армии насчитывалось более 3424 самолетов, во флоте 384.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

У-2 и должны были подготовить 100 - 150 тысяч летчиков для грядущей войны, широко пропагандировался лозунг: "Комсомолец, на самолет!"

С началом войны 23 июля 1941 г. авиазавод № 387 начали эвакуировать в Казань. До замыкания блокады Ленинграда все вывезти не удалось.

Уже 2 сентября первый самолет казанской сборки поступил на летные испытания. Завод получивший тот же номер испытывал проблемы с моторами М-11Д, дело в том, что осенью 1941 г. эвакуировали воронежский моторный завод № 154.

С 1943 г. на авиазаводе внедряют поточный метод изготовления фюзеляжей, также самолет получил центропланный 50-литровый дополнительный бак.

В 1944 г. центропланный бак сняли, вместо него ставили 200-литровый фюзеляжный бак. Установили пулемет ДТ в шкворневой установке, что позволило увеличить углы обстрела наземных целей, установили ракетницу и прицел НП-У2.

С августа 1944 г. самолет получил наименование в честь своего конструктора По-2.

Для боевых действий самолет переделали в легкий ночной бомбардировщик с бомбовой нагрузкой 200 кг (две 100-кг или четыре 50-кг фугасные бомбы (а также осколочные) или 4 РС-82 или ампулы с огнесмесью). Для обороны устанавливали 7,62-мм пулемет ШКАС.

В ходе боевых действий даже разработали специальную тактику подавления ПВО. Один самолет вызывал на себя огонь зениток и активно маневрировал, другой самолет прицельно бомбил зенитчиков, таким образом повышалась вероятность успешного поражения целей основной группой бомбардировщиков.

Самолет проявил высокую точность в бомбометании, а в темноте поразить его было сложно. Помогала и низкая скорость По-2 скоростные истребители не могли лететь с такой равной им скоростью.

Немцы называли самолет "кофемолка" или "швейная машинка" из-за его мотора.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

В ходе войны создали до 70 авиаполков ночных бомбардировщиков, из них один полностью женский. Одна из летчиц даже сняла фильм о своем полку "В небе ночные ведьмы"

Также использовался вариант санитарного, связного и даже пропагандистского самолета с громкоговорителем.

Всего выпустили больше 33 тысяч самолетов (1928 - 1954 гг.), более 9000 машин По-2ВС находились в армии в 1945 г.

Спасибо за прочтение