Найти тему
Рок на БиС

По следам Pink Floyd. Часть 8. Японские современники.

Новый выпуск "Флойдианы" от второго автора канала МЮ.

В предыдущих выпусках нашей «флойдианы» мы, в основном, рассказывали о командах современных, творящих в двадцать первом веке, чья музыка базируется на наследии PF «классического» периода, то есть после «Dark Side...». Но были и музыканты, «въехавшие» в музыку великих британцев гораздо раньше и последовавшие по их стопам уже в самом начале 70-х. Наверное поскольку «великое лучше видно с расстояния» (причем в прямом смысле этого слова), одни из самых первых успешных последователей PF появились в Японии.

Far Out. Фото сайта progarchives.com
Far Out. Фото сайта progarchives.com

Начнем наш сегодняшний рассказ с недолговечного проекта Far Out, почитаемого в качестве «предтечи» целого созвездия японских прог-психоделических команд, которые не только блистали в 70-80-е годы на национальной сцене, но и стали известны далеко за пределами Страны Восходящего Солнца. Группа была образована в 1972 году клавишником, гитаристом, вокалистом, композитором и продюсером Фумио Мияшитой (Fumio Miyashita) и просуществовала чуть более года, записав за это время всего один лонгплей — «Nihonjin» ("Японцы"). Да и на том было всего две продолжительные композиции — по одной на каждую сторону, одна — одноименная с с альбомом, вторая — с  группой - 

Ютуб-канал alejandro peña pineda

(обратите внимание на партию электро-ситара). Понятно, что репертуар команды был пошире и включал в себя номера как на английском, так и на японском языке, но почти все вещи Far Out в последующем исполнялись и были записаны новым проектом Мияшиты, речь о котором ниже. На CD с переизданием единственного релиза FO они включены в качестве бонусов, а композиция «Nihonjin» в новой аранжировке стала основой для второго альбома команды-продолжения. 

Новая группа Фумио, получившая название Far East Family Band (Дальневосточный семейный ансамбль), оказалась и долговечнее, и плодовитее.  В ее состав, помимо Мияшиты, вошли вокалист и гитарист Хирохито Фукусима (Hirohito Fukushima), барабанщик Шицуо Такасаки (Shizuo Takasaki),  басист Акира Фукакуса (Akira Fukakusa) и два клавишника —  Акира Ито (Akira Ito) и Масанори Такахаси (Masanori Takahashi), впоследствии прославившийся как один из «столпов» и основателей стиля New Age под именем Kitaro. Группа собралась в 1974 году и являлась как бы продолжением и реинкарнацией Far Out, чей репертуар и стал основой для первого релиза «семьи», получившего название «The Cave Down To Earth». Влияние PF на музыку команды было на тот момент явно превалирующим, в чем можно легко убедиться по заглавной песне первого альбома.

Ютуб-канал MECA PD CHANNEL

Та же «флойдовская» атмосфера царила и на концертах FEFB

Ютуб-канал gary banks

и на последовавшем вскоре втором альбоме — «Nipponjin» (1975 год), который был уже только англоязычным и также базировался на переработанном «багаже» Far Out.

Ютуб-канал Dennis Json

Вместе с тем, на этом релизе уже наметилась тенденция к переходу в будущем к более  «клавишно-ориентированной» музыке с отсылами к этнике. Это, в частности, привлекло к группе внимание знаменитого немецкого электронщика-экспериментатора Клауса Шульце (Klaus Schulze), который выступил в качестве продюсера следующего альбома FEFB — «Parallel World», вышедшего в 1976 году. Одна из лучших вещей с него — Kokoro — вновь звучит на японском.

Ютуб-канал aciradika

Тогда же с большим успехом прошли гастроли группы в США, продемонстрировавшие большую востребованность на самом богатом заокеанском рынке такой музыки.

Ютуб-канал Video 4 Archive

Следующая и последняя работа FEFB — «Tenkujin», вышедшая в 1977 году, оказалась довольно противоречивой и отражала раскол, произошедший в «семье». После экспериментов Шульце, Мияшита и Фукусима хотели вернуться к «корням» и играть «гитарный» прог-рок в духе продолжавших свой взлет «флойдов». Китаро, Ито и Такасаки склонялись к дальнейшему углублению в «электронику», сулившему, как они считали, больший международный успех. В результате последние ушли, а альбом был записан квартетом с новым барабанщиком — Юджином Харадой (Yujin Harada), который до этого жил в Лондоне и играл в тамошней японской группе Samurai. Клавишные партии вновь взял на себя Мияшита. На альбоме соседствовали довольно жесткие номера, как, например, «Timeless Phase» -   

Ютуб-канал honestjoe1000

помпезные клавишные инструменталки, номера в стиле Far Out и псевдофолковые японские баллады — «Nagare».

Ютуб-канал Yetstream

Словом, релиз в полной мере отражал творческий кризис, в котором оказался FEFB, что закономерно привело к расформированию группы в 1978 году. В последующем члены «семьи» с разной степенью успеха участвовали в различных японских проговых проектах. Китаро стал суперзвездой New Age, а Мияшита переехал в Калифорнию и также в конце концов занялся электронной музыкой. Но это уже совсем другая история...

Поскольку японские герои нашей сегодняшней заметки блистали в 70-х годах, традиционный пример творческого использования наследия PF отечественными музыкантами мы тоже возьмем из того периода. Группу Воскресение ни в коем случае нельзя назвать ни подражателями, ни «наследниками» британцев — это чисто наше явление и одна из вершин русского рока — но и они не избежали благотворного, в данном случае влияния, «флойдов». По словам Алексея Романова, песню «Солдат вселенной» он сочинил в 1977 году (когда, напомню, все были без ума от только что вышедшего «Animals»). Записана же она была на первом магнитоальбоме Воскресения летом 1979 года. Элементы каких именно вещей PF проглядываются в аранжировке «Солдата», каждый «флойдоман» легко определит и сам, отметим лишь, что достоинств этой отличной песни это ни в коем случае не умаляет. 

Ютуб-канал rodline kanal

Продолжение следует.

Предыдущая 7-я часть "Флойдианы".