Найти в Дзене
Ольга Кошкина

Когда нужно «уволить» клиента

Скажем честно, положа руку на томик Берна, не все клиенты одинаково хороши для нас. Полезно выбирать только тех, которые вдохновляют, заряжают энергией, работа с которыми интересна. Назовём их идеальные клиенты. 

Работая с ними, вам будет нравиться каждая минута, которую вы посвящаете своему делу, вы будете стараться, а это важно для развития профессионализма и хорошей репутации.

И наоборот. Если каждый раз после работы с клиентом вы чувствуете себя опустошённым или расстроенным, если вас страшит сама мысль об общении с этим человеком, вы сможете дать ему намного меньше того, на что способны. Это вредно для практики. Вот почему: 

1. Такая работа не принесёт пользы клиенту.

Перед встречей с неприятным клиентом вы можете чувствовать напряжение, нервничать или «вдруг» опоздать, забыть о сессии, даже заболеть. Это не позволит выстроить работу должным образом. При этом с клиентом, конечно, всё в порядке, — просто он  не подходит именно вам. 

2. Могут возникнуть репутационные трудности.

Клиент, который не получит должной помощи, может оставить негативный отзыв, запустить «сарафанное радио» с рекомендациями обходить вас стороной. Лучше вовремя расстаться, чем рисковать своей репутацией. 

3. Ваши ресурсы перестанут восполняться.

Слишком много моральных сил будет уходить на преодоление сопротивления в работе. Цена сессии будет такая же, как и для остальных, а ваших затрат – в разы больше.

4. К вам не придут идеальные клиенты.

Пока вы работаете с не идеальными, у идеальных просто нет шанса. Конечно, помощь нужна и тем, и другим. Но! Для кого ваша помощь будет действительно эффективной? См. пункт 1.

Важно помнить, что клиенты, не идеальные для вас, могут оказаться идеальными для другого специалиста. Возможно, вы сможете помочь им найти более подходящий вариант, порекомендовать кого-нибудь из своих коллег, кто им больше подойдёт. 

Оставайтесь тактичными, дипломатичными и заботливыми. Относитесь к этому проще, насколько это возможно. Попробуйте сформулировать отказ примерно так: «Вряд ли я смогу вам помочь наилучшим образом» или «Не думаю, что мы хорошо подойдем друг другу».

А вам приходилось отказывать клиентам, которые вам не подходят? Мне обычно непросто выйти на этот разговор, зато после я чувствую большое облегчение. А как вам?