Пирожное и стакан березового сока (или молочного коктейля) в ближайшем кафетерии или кулинарии — перекус (ну, или вкусное развлечение) для множества моих ровесников-сверстников было еще более, чем доступно в «голодные советские времен».
Как ни странно, пирожные, чаще всего, были по настоящему вкусные. Вот тоты бывали не очень (как на мой вкус), а с пирожными все ок в любом магазине бывало. Сейчас их ругают и в их сторону плюются, мол, не имелось в ассоритменте цивилизованных чизкейков и тирамису, все плебейское, много теста, много жирного крема, но для таких активистов у меня есть один непонятный для них, но весомый аргумент: кондитерская мода.
Кулинария, она, как и любая отрасль искусства все время развивается. И в ней бывают модные веяния. Жирные масляные и сливочные кремы — это признак десертов двадцатого века. Даже торт-безе «Павлова», и то начинялся взбитыми сливками, а это, знаете ли, хоть и не масло, но натуральные взбитые сливки совсем не диетический продукт… Потом мода на десерты изменилась. Сейчас все больше делают упор на легкость, хотя легкость крема не всегда и не всем десертами идет: есть вечно актуальные «тяжеловесы», в которых легкий крем — извращение (взять хотя бы легендарную «Оперу»).
Ну да ладно, вернемся к любимым пирожным моего детства
На первом месте у меня, наверное, всегда стоял бисквитный треугольник. Самое забавное, в разных городах СССР он назывался по-разному. Где-то это было пирожное «уголок», где-то «наполеон» (хотя наполеоном там и не пахло), а где-то — бисквитное.
Коржи из белого бисквита, пропитанные сиропом, прослоенные ванильным сливочным кремом и сверху пирожное посыпано было ванильной крошкой. Особенно хорошо шло оно с молочным коктейлем (сироп в корах перекликался с сиропом в коктейле) или с чашкой кофе, который тогда варили во всех примагазинных кафетериях, в машинах-кофеварках.
На втором месте пирожное «Желейное».
Ромб из бисквитных коржей, прослоенных джемом и немного — кремом, с верхним слоем из желе. Не знаю почему, но «Желейное» пекли далеко не везде — чаще оно попадалось в городах УССР, чем в Москве.
Пирожное «Заварное» - третье место.
Сейчас его упорно именуют эклером, но во времена моего детства пирожное было именно «Заварным». Эклерами тогда в большинстве своем звали другие пирожные — круглой формы. А вытянутые — «Заварными».
Крем в таких пирожных был достаточно жирным, масляным (именно масляным, а не маргариновым), и лучше всего оно съедалось со стаканом чая или чашкой кофе.
Четвертое место — наш, московский специалитет, можно сказать, песочные пирожные из кондитерской при ресторане «Прага». Они были сделаны в виде полосок, с начинкой (но начинка помнится смутно), сверху украшены тонкими полосками шоколадной глазури — поперек и наискось.
Такие песочные пирожные доставались редко, потому что надо было за ними ехать, но были очень, очень вкусными (как и «Наполеоны» из то же кондитерской, и фруктовые бисквитные пироги с сиропной пропиткой).
Пятое место — разумеется, слоеные трубочки. С кремом из взбитых сливок, прикрытым дроблеными орешками, или с масляным кремом — без разницы. В те времена, когда крем готовился на масле, а не на маргарине, они были равно вкусны.
Шестое место — пирожное «Мрия». Мечта, в переводе с украинского.
Эти пирожные попались мне всего один раз за все детство, во время поездки на Украину. Корпус пирожного был выполнен из заварного крема и имел округлую форму. представьте здоровый так эклер!
Начинка была.кисловатая, но с шоколадным оттенком. Судя по всему, для изготовления крема использовался протертый творог и сливки — на эту мысль сейчас наводит и консистенция начинки. Тогда-то я не задумывался — вкусно и все тут.
А вот глазурь от раза к разу была разная — белая шоколадная, или даже розовая один раз.
А вы какие пирожные в детские советские времена больше всего любили?