Самый массовый в мировой истории пассажирский самолёт ‒ отнюдь не Boeing 737, и не Airbus A320, а вот такой неказистый поршневой самолётик. Первоначально американский Douglas DC-3 «Dakota» выпускался в США с 1936 года, но звёздный час самолёта пришёл с началом Второй Мировой войны, когда резко потребовались транспортные самолёты большой дальности действия. Военная версия называлась C-47 «Skytrain».
В 1936 году лицензию на производство приобрёл СССР, и с 1939 года выпускал самолёт ПС-84, который в 1942 году перепроектировали под советские моторы и ГОСТы, присвоив новое имя ‒ Ли-2. В 1938 году лицензию приобрела Япония, которая до 1945 года выпускала свою версию ‒ Showa L2D. C учётом всех модификаций и лицензионных версий, было построено 16 079 самолётов типа DC-3.
Сегодня мы познакомимся одним из последних выпущенных Ли-2 ‒ он построен в 1952 году, когда было свёрнуто их производство в Ташкенте. С 1954 по 1974 год служил в ВВС Венгрии, но с перерывом: в 1958-1964 гг. эксплуатировался компанией Malév в качестве грузовика.
После списания в 1974 году передан Музею транспорта в Будаёрше. В 1980 году отреставрирован для съёмок кинофильма. В 1993 году стал одним из экспонатов «Аэропарка» в будапештском аэропорту.
Зайдя внутрь, попадаем в прекрасно восстановленный салон. Трудно сказать, сколько тут оригинальных элементов, а сколько восстановлено в 1980 году. В любом случае, я не знаю в мире другого Ли-2 аутентичным салоном.
Кресла широкие, очень пухлые и мягкие.
Я не удержался приземлиться в кресло и пристегнуться ремнём. Когда ещё выпадет возможность посидеть в таком старинном самолёте?
Детали салона: багажные полки и индивидуальная вентиляция.
Запасный выход.
В хвостовой части кроме пассажирской двери имеется грузовой люк и две двери в перегородке.
Левая дверь ведёт в туалет. Тут уцелел и родной унитаз, и кармашек для туалетной бумаги, и пепельница для любителей покурить на толчке в полёте :)
А чего стоит пробочка для раковины на цепочке и чудом сохранившаяся лейка! По всей видимости, чтобы пошла вода, нужно было просто снять лейку с фиксатора и повернуть в сторону раковины.
За правой створкой скрывается багажное отделение, из которого можно попасть в хвостовой технический отсек.
Пассажирский салон от кабины отделяет перегородка с дверью, за которой находится небольшой отсек для багажа и стойка с оборудованием.
Экипаж самолёта состоял из четырёх человек. Вот рабочее место первого из них ‒ бортрадиста. На столике должна стоять радиостанция, она отсутствует.
Наконец, рабочие места лётчиков. Также в состав экипажа входил бортмеханик, а на пассажирском варианте так же мог быть официант.
Приборная доска в самолёте, к сожалению, не оригинальная, сделана из единой пластины металла.
Рукоятки управления двигателями.
Верхний щиток.
Детали кабины.
Кресло КВС, тоже необычно пышное и кожаное, а также другие детали кабины, которые могут быть интересны моделистам.
Следует добавить, что единственный на данный момент в мире летающий Ли-2 также принадлежал Malev, но сейчас это частный самолёт. К сожалению, в нём установлены современные кресла, а кабина модернизирована. Поэтому мы можем считать осмотренный нами сегодня салон уникальным.
Источники информации: 1, 2, 3.