Найти тему

Жадные в очереди за ненавистью, на которую никогда не будет дефицита

Оглавление

Взросление продмага

Подрос с годами наш продмаг; пережил он и войну; окреп, возмужал он; раздался по-богатырски в плечах прилавков. Теперь не только продавцы и грузчики водились в нём, но и управленцы – бухгалтера да директоры, считавшие себя персонами серьёзными и значимыми.

– Из управления звонили. На две тысячи план перевыполнили сегодня, – Борух Яковлевич Шмуглер, директор продмага, причмокнул толстыми губами.

– Тут и сказать нечего, молодцы, одним словом, – одобрила его продавщица Тамара Евстафьевна, – Того, глядишь, и вытянем план. Как мы тот год хорошо закончили! Я ж с премии себе самовар электрический купила, век мечтала. Вот был год так год, разве что в сорок пятом на моей памяти так же радостно было... Может, и сейчас Бог даст.

Глаза Шмуглера недобро прищурились.

– Это вряд ли. Новых товаров нет. Где-то грузовик затерялся с тем, что мы выкинуть на прилавки должны бы были по распоряжению самой партии.

– Эх, жалость-то какая. Не видать мне, значится, премии, да и сапожков тож… – вздохнула продавщица.

– Кому дать подписать накладную? – резво спросил неожиданно объявившийся коренастый молодчик в клетчатой рубашке и совсем без шеи.

– А ты кто будешь-то? – сонно спросил его Борух Яковлевич.

– Шофёр я. Баранкин моя фамилия. Вот пять ящиков нового товара привёз! Где начальник магазина?

– Директор продмага – Шмуглер. Борух. Яковлевич. И, на минуточку, это я сам. Могли бы и знать.

– О, извините, несознаночка вышла…

– На первый раз прощаю. Давайте сюда бумаги и запомните навсегда мою доброту.

Существовало правило: новый товар при получении должен быть показан директору и шел в продажу уже только после его подписи. Собрался уж было Шмуглер волевым росчерком пера пустить товар в продажу, но застопорился, задумался. Считал в голове, сколько коробок себе оставить.

В советском продмаге. Материалы блога https://zen.yandex.ru/id/5de6ba3892414d00b1cb3af7
В советском продмаге. Материалы блога https://zen.yandex.ru/id/5de6ba3892414d00b1cb3af7

А у двери магазина уже ждала толпа. Почувствовав значимость момента, директор сам вышел к народу объявить о новинке.

– Товарищи! Сейчас мы на прилавки выставим новый товар. Подчёркиваю! По цене всем доступной. И в большом количестве. Так что на всех хватит. От мала до велика всех накормлю я, Шмуглер Борух Яковлевич!

Санитарный врач Холерин, приехавший из самой столицы, тоже участвовал в рекламе товара:

– Пищевая промышленность развивается по пути неуклонного прогресса. И путь этот поставлен теперь на научные рельсы. Оно ведь как выходит: сытый работник – это здоровый работник, а здоровый работник – это повышение надоев, вывалки, выпаски и всех прочих результатов из области статистики народного хозяйства. Вот почему продумыванием продуктов занимаются теперь и мы, врачи…

Толпа ждала, чем же окажется по сути своей новый товар.

– Как врач со всей смелостью я вас заверю, что всем полезен и вкусен будет новый продукт – консервированная резеда!

Толпа разочарованно охнула.

– Тьфуй, выпоротки! Бестолочи, – пробурчал тракторист, поправил картуз и смачно сплюнул.

Из реальной истории

История отечества сохранила для потомков потрясающие примеры вопиюще скопидомского поведения приличных и достойных людей. Женщина, сотрудница оного из множества советских НИИ, сетуя в своих мемуарах о раскрытии и разграблении родного института, начала свою речь с того, что столовая была красивая и работала даже в дефицит без перерыва, – эх, дескать, не поесть ей, бедной, больше тех самых котлеток по-киевски. Другая женщина, зенит трудовой деятельности которой пришёлся на год чернобыльской катастрофы, жаловалась в своих воспоминаниях об эвакуации из Припяти, подверженной радиационному выбросу, что ей не удалось вывести с собой швейную машинку и соленья на зиму. Именно это её беспокоило превыше всего.

Таким образом, отчаянная скаредность, редкостное скопидомство и беззаветное служение мамоне имеют давнюю традицию жадным, осклизлым червём жить в людских сердцах. Этот психологический лейтмотив, по всей вероятности, не имеет чётко очерченных географических или исторических границ. Но в наши дни стал он проявляться, пожалуй, как никогда ярко.

Приведём здесь пример из совсем недавнего нашего прошлого – из событий месячной давности, приобретших, в свете масштаба изменений нашей повседневности в дни пандемии, историческое значение. Людей, эвакуируемых транспортной авиацией воздушно-космических сил из охваченного смертями Китая, – колыбели коронавируса – беспокоил прежде всего низкий сервис в полёте: пирожки были холодными! Смерть не тревожила их; в своём безудержном стремлении к комфортной, пресыщенной жизни, печалились они лишь о качестве обслуживания их проевшихся персон.

-2

Во временную разруху от современного человека трудно добиться необходимого для выживания и безопасности общества самоограничения.

Даже минимальная доза экономического страха за своё благосостояние моментально повышает хамоватую жажду наживы и насыщения.

Многие современные мои соотечественники, даже не имеющие серьёзных проблем с материальным обеспечением, в отчаянной своей жадности, всерьёз завидуют откровенно бедствующим странам, где выдают голодающим продуктовые наборы. Ведь выдают их бесплатно! Интернет содержит немало примеров выплесков потребительского коллективного бессознательного: совершенно не испытывающие продуктового дефицита люди едва ли не проклинают родное отечество за то, что не выдали им в карантинные дни продуктовых наборов. Уверен, что получив бы материальную и продуктовую помощь от государства, стали бы они сильно возмущаться о качестве продуктов – и принялись бы ненавидеть отечество в сто крат сильнее, чем прежде.

В странном экстазе переплелись либеральное мышление, консьюмеризм, подростковая нерадивость типичного лимитчика и стиль мышления жадного фарцовщика былых эпох!

Подобно тому, как вирус реплицирует собственный геном, вызывая в организме болезнь, потребительство воспроизводит зависть, вызывая в обществе ненависть.

История в жизнях прилавков

Природа, вызывая удивленье и благоговейный трепет, способна зацепить самые глубинные пласты человеческой души. Можно оцепенеть от пугающего, даже без треска насекомых, молчания полей, остолбенеть от серых, колючих язычков степного сухого ветра, царапающих рот и клином забивающихся под одежду. Можно обмереть под хвойными зонтиками лесного мира – от их влажного, обволакивающего спокойствия. Но не менее природы удивляет и сам человек. Всюду, – в знойных степях, в бархатистых лугах, в тропических прериях, в ознобленной тундре, – всюду виды следы дел рук человеческих, неуёмных в своём труде: со всех сторон ощетинились на нас завлекательные витрины магазинов.

Бутик в пустыне. Источник: favim.com
Бутик в пустыне. Источник: favim.com

Любой магазин не без странностей: у всякого своя повадка. Наш с вами продмаг мог становиться меньше или больше, сам по себе, по волшебству, отражая веяния эпохи.

Усох наш продмаг в годину дефицитов да очередей! Упёрлась в его ворота неприступные ретивая голова людской очереди. Рогами упёрлась. Раздавались в толпе возмущенные голоса.

– Ох, неладное, неладное…

– Да что неладное-то?

– А слышали: жена председателя райкома купила два ящика спичек и кило соли.

– Враки.

– Говорят, супостаты на нас бомбу собираются бросить. Только в ней не атом, а вирус. Это микробологическое оружие!

– Да брешут всё.

– Решил проверить тут слова о том, что если плотно поесть и идти в магазин, то покупать жратву не будет желания. И точно! Смотрю на еду и ничего не хочется… Взял водку и портвейн!

– Вот дожили, карточки даже на хлеб введут снова скоро.

– Было бы на что вводить.

– А я тут продуктовый заказ получил у себя на заводе – и масло там, и колбаска. Икорку даже дали! Правда, икру воблы – и третьей категории… И в пакете всё таком ярком, целуфановом, прям как заграница! Да и ладно, что просроченная, с душком, но пакет-то какой красивый, яркий. Аж душа радуется… Но всё равно в очереди постою, авось чего выкинут интересного.

– Простите пожалуйста, кто тут крайний?

– Крайней плоть бывает у этих, которые её как раз отрезают вот… Ну у которых ещё вояка одноглазый, как их там, у семитов вот, а в очередях – последние.

– Извините, а кто последний?

– А чё ты извиняешьси-то? Чё из столицы приехал? Чё приехал-то?

– Все расходитесь! – крикнула высунувшаяся из приоткрывшейся двери продмага грузная продавщица, – А ну, кыш, кыш! Кыш отседа. Отпуска товаров сегодня не будет.

Толпа грустно охнула.

– Подженились мы с грузчиком Серёжей вчера. Медовый месяц у нас. Так что занята я, не до прилавка мне…

Прошло с полминуты, и очередь потеряла упругость, обмякла, развалилась на группки, а вскоре и вовсе растаяла. Несмотря на это, казалось, что здесь, у продуктового магазина, жизнь безоговорочно победила. Повсюду выдувала она радостные, мажорные ноты в тромбон солнечного цвета.

Тяжёлые времена охраняют сердца

Удивительный факт вскрыла наука демография. В бедственных развивающихся странах народонаселение плодится куда охотнее, чем в странах с высоким уровнем достатка и приличным качеством жизни. Согласно имеющимся статистическим данным, наибольшее число детей в пересчёте на одну семью приходятся именно на небогатые семьи.

Достаточно здесь вспомнить опыт послевоенных лет. Тяжёлые времена порою охраняют сердца; трудные годины, всем смертям назло, окрыляют людей надеждою на преодоление разрухи в грядущем будущем, – и в этом порыве становится люди ближе друг к другу; находится в их сером веществе и место для любви, – так появляются новые семьи.

«Сердце спасающее». Украшение из полимерной глины работы Виктории Балакиной.
«Сердце спасающее». Украшение из полимерной глины работы Виктории Балакиной.

Быть может, остаётся надеяться, что карантинные мероприятия вызовут всплеск рождаемости? Некий особенный бэби-бум?

Пока что радоваться рано. Сводки новостей из стран с победившим потребительским мышлением (включая наше отечество) свидетельствует о росте числа разводов; появились сообщения и об учащении случаев бытового насилия.

Консьюмеризм, это становится теперь совершенно ясным, разобщает сердца.

Люди оказывается близки друг другу лишь когда пререкаются между собою в очередях.

Но и то просят их у касс в супермаркетах самообслуживания держать дистанцию в полтора метра.