Найти в Дзене
Философские байки

За какую любовь надо пить? (Короткая байка по диалогу Платона «Пир»)

В диалоге Платона «Пир» центральной темой является объект для тоста. Пить же для опьянения некультурно. Надо пить для удовольствия. А удовольствие — это беседа! Так что будем пить за любовь. То есть, за Эрот или за Эрос. Он же древнейший и самый важный Бог. Но не всё так просто. Эрот относится к Афродите. Ладно, можно пить за Афродиту. Афродита — богиня любви. Она же Венера, она же Иштар, и ещё много других аналогов красоты, любви и иногда даже плодородия, отнимая эту честь у Деметры. Но Павсаний говорит, что есть две Афродиты: дочь Урана и дочь Зевса. Они обе олицетворяют любовь, но по-разному. Дочь Урана — небесная, а дочь Зевса — пошлая. «Эрот Афродиты пошлой поистине пошл и способен на что угодно; это как раз та любовь, которой любят люди ничтожные. Такие люди любят в равной мере и женщин, и юношей, любимых — ради тела, а не ради души, да и любят тех, кто поглупее, заботясь о своей выгоде. Они способны не только на дурное, но и на хорошее, потому что как-никак любовь эта идёт от б

В диалоге Платона «Пир» центральной темой является объект для тоста. Пить же для опьянения некультурно. Надо пить для удовольствия. А удовольствие — это беседа! Так что будем пить за любовь. То есть, за Эрот или за Эрос. Он же древнейший и самый важный Бог. Но не всё так просто.

Эрот относится к Афродите. Ладно, можно пить за Афродиту. Афродита — богиня любви. Она же Венера, она же Иштар, и ещё много других аналогов красоты, любви и иногда даже плодородия, отнимая эту честь у Деметры.

Рождение Венеры
Рождение Венеры

Но Павсаний говорит, что есть две Афродиты: дочь Урана и дочь Зевса. Они обе олицетворяют любовь, но по-разному. Дочь Урана — небесная, а дочь Зевса — пошлая.

«Эрот Афродиты пошлой поистине пошл и способен на что угодно; это как раз та любовь, которой любят люди ничтожные. Такие люди любят в равной мере и женщин, и юношей, любимых — ради тела, а не ради души, да и любят тех, кто поглупее, заботясь о своей выгоде. Они способны не только на дурное, но и на хорошее, потому что как-никак любовь эта идёт от богини, причастной по своему происхождению к мужскому и к женскому началу одновременно ».
«Афродита небесная, напротив, причастна только к мужскому началу — поэтому это любовь к юношам. Богиня чужда преступной дерзости, и именно поэтому одержимые такой любовью обращаются к мужскому полу, отдавая предпочтение тому, что сильней от природы и наделено большим умом»

Надо сказать, что не все в диалоге согласны с Павсанием. Например, Аристофан говорит, что изначально каждый человек был цельным — мужчиной, женщиной или обладающий двумя началами. Но их разделили, и теперь по Земле ходят половинки людей, жаждущих обрести цельность.

Но, конечно, в каждом диалоге Платона центральной фигурой был Сократ. Именно Сократ, по мнению Платона, говорит всю правду об Эросе. Допустим, то, что Эрос прекрасен — выдумка. Он стремится к прекрасному, но сам прекрасного лишён.

«Эрос любит одно из самых прекрасных благ – мудрость, поэтому он – сама философия; но любовь к мудрости, как и половая любовь, есть один из видов желания счастья, а само счастье – вечное обладание благом в красоте».

Именно Эрос и может привести нас к счастью.

В общем, пить надо за любовь к мудрости.

А вы как думаете?