Когда вас раздражает кто-то из коллег, возникает соблазн максимально избегать этого человека. Однако такая стратегия не всегда осуществима, а зачастую и вовсе ухудшает положение. Лучше постараться развить в себе эмпатию. Как сделать это в отношении коллеги, который вас раздражает? Как заставить себя перейти от враждебности к любопытству? Благодаря эмпатии вы сможете продолжать применять сбалансированный и выверенный подход к рабочим коммуникациям с проблематичными людьми.
Анализируйте
Когда кто-то безумно вас раздражает, спросите себя «Почему я так реагирую?» Ваша злость может и вовсе не быть связана с этим человеком — может быть, дело в вас. Возможно, ваш коллега напоминает кого-то, кто вам не нравится. Самоанализ и глубокое понимание собственного психологического состояния усиливают ваши способности к эмпатии.
Сохраняйте спокойствие
Когда ваш коллега опаздывает, перебивает вас или просто ведет себя неприятно, вы можете почувствовать негативную реакцию на эти действия на физиологическом уровне. Постарайтесь вовремя опознать признаки такой реакции. Возможно, у вас ускоряется дыхание, потеют ладони или повышается температура. Сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы помочь сбалансировать уровень гормонов стресса и понизить риск совершения действий, о которых вы будете жалеть впоследствии.
Проявляйте любопытство
Существует два типа эмпатии: когнитивная (способность понимать точку зрения другого) и эмоциональная (способность ощущать то же, что чувствует другой человек). Чтобы вызвать в себе когнитивную эмпатию в отношении раздражающего вас коллеги, спросите себя: «Какова мотивация этого человека? Что восхищает и вдохновляет его?» Ваша цель — понять точку зрения этого человека и признать ее право на существование.
Чтобы научиться проявлять эмоциональную эмпатию в отношении такого коллеги, найдите какую-то черту, которая будет вам небезразлична. Один из способов общаться с человеком, который вас раздражает, — представить его шестилетним ребенком. Нужно постараться испытать эмоциональный резонанс, в результате чего вы, скорее всего, сможете сказать: «Теперь я его понимаю».
Сосредоточьтесь на сходствах
Вместо того, чтобы концентрироваться на ваших различиях, поищите сходства. Начните с малого, возможно, у вас с коллегой дети одного возраста. Может быть, он живет в знакомом вам районе или городе. Используйте подобные факты, чтобы завязать разговор. Если все ваши попытки провалятся, затроньте тему, которая показалась вам обоим интересной на последнем совещании. Обсуждение рабочих вопросов часто помогает создать нейтральную общую почву для коммуникаций.
Проявляйте доброту
Имея дело с кем-то, кто вам не нравится, вы зачастую предполагаете худшее, и подобная предрасположенность отражается на вашем поведении. Постарайтесь избавиться от подобной реакции и сделайте или скажите что-то неожиданное и приятное. Например, похвалите вашего коллегу за высказанную на совещании идею или предложите помочь с проектом. Однако это не должно выглядеть неестественно. Ваша реакция должна быть искренней.
Вызовите коллегу на (трудный) разговор
Если вы так и не можете найти точек соприкосновения с коллегой, вам, возможно, придется устроить разговор о том, как вам лучше работать вместе. Если вы взглянете на ситуацию через призму эмпатии, разговор окажется не столь тяжелым. Более того, если вы будете держать себя в руках и вести себя объективно, высока вероятность того, что ваш посыл будет воспринят конструктивно.
Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Ребекки Найт в HBR Россия «От враждебности к сочувствию». Другие материалы об эмоциональном интеллекте вы всегда можете найти в разделе «Лидерство» на сайте hbr-russia.ru.