Найти тему
Ника и музеи

5 известных картин Анри Матисса с разбором

Оглавление

Глядя на, казалось бы, примитивные работы Анри Матисса современный зритель находится в некотором недоумении почему это художника считают одной и самых значимых фигур современного искусства. И что же такого новаторского в этих работах.

В этой статье мы разберем 10 самых значимых работ Анри Матисса и дочитав эту статью до конца вам точно станет понятно чем же прославился этот художник.

Анри Матисс (1869-1954)- француз, юрист по образованию и художник по призванию, самый значимый представитель художественного течения "Фовизм". Художник упростивший живопись и выпустивший цвет на волю.

Женщина в шляпе

Можно сказать, что это так картина, которая прославила Матисса. Картина, с которой начался фовизм.

Женщина в шляпе, 1095 год
Женщина в шляпе, 1095 год

Она была представлена на Парижском салоне в 1905 году. Публика была поражена и раздосадована вольностями, которые позволил себе художник в цветопередаче. Желто-сине-зеленое лицо модели было слишком далеко от реальности, а ведь портрет призван максимально передать облик модели. А эти дикие, кричащие-резкие цвета, казалось бы совершенно не сочетающиеся с друг другом, но при этом создающие какую-то удивительную гармонию. Это было странно, вызывающе, отталкивающе.

Матисс этой картиной открывает новую эстетику восприятия художественных произведений, новую гармонию цветовых сочетаний, которая раньше не встречалась в живописи.

"А так можно было?" - подумали художники, и начали неистово творить в этой дикой манере.

Радость жизни

Еще одна картина Матисса, вызвавшее всеобщее негодование. Надо сказать, что у Парижского салона была такая традиция, что каждый из них проходил с каким-то скандалом, хлопаньем дверьми и плевками в сторону художников. Поэтому всех новаторов встречали именно так.

Радость жизни, 1906 год
Радость жизни, 1906 год

Говорят, что мимо картины "Радость жизни" невозможно было пройти. Вокруг этого 2-х метрового полотна стояли улюлюкающие зрители, восклицающие о распущенности и бесстыдстве произведения.

Расслабленные, пластичные, эротичные, находящиеся в полной неге фигуры равномерно распределены по всему холсту. Несмотря на полный отказ от перспективы выглядит все удивительно гармонично.

Обратите внимание на хоровод в центре! Ничего не напоминает? Тогда читайте дальше, все сейчас расскажу.

Панно Танец и Музыка

Пожалуй самые известные картины Матисса, особенно в России. Были созданы по заказу мецената и ценителя искусства Сергея Ивановича Щукина, который хотел украсить ими свой особняк. Щукин хотел получить 3 аллегорических панно, и предлагал художнику подумать на такие темы как Юность-Зрелость-Старость или Весна-Лето-Осень, но Матисс выбрал совершенно другую тему для своих работ

Пожалуй эти две картины максимально точно отражают тенденцию к упрощению живописи, которую проповедовал Матисс. Он считал что не нужно образования или кругозора, чтобы понимать живопись. По его мнению "уставший человек, глядя на нее должен ощутить покой и расслабление". Простые позы, простые занятия, не нужно напрягаться чтобы понять что же все это значит.

Лично я от этих картин расслабления не чувствую, но это я, а вы?

Но чувствую радость и расслабление от следующей картины, которую видела лично в Пушкинском музее в Москве.

Мастерская художника

Потрясающая по цвету и декоративности полотно. От него веет таким спокойствием и расслабленностью, несмотря на насыщенность элементами. Сам Матисс называл такие картины с акцентом на внутренний интерьер комнат и обилием мелких деталей - "интерьер-натюрморт".

На этой картине легко угадываются несколько других работ художника. Например, "Девушка с зелеными глазами" стоящая на полу или "Роскошь II" висящая на стене. Добавила их в слайдер, чтобы вы понимали о чем речь.

После очередной скандальной презентации на салоне картину и еще несколько других выкупил Щукин, что собственно и сформировало такую большую коллекцию работ Матисса в России (сейчас в Эрмитаже и Пушкинском музее).

Красные рыбки

Еще одно абсолютно очаровательное полотно из собрания Пушкинского музея. Посмотрите на него внимательно! Ничего из изображенного не вызывает вопросов? Тогда читайте дальше.

Красные рыбки, 1912 год
Красные рыбки, 1912 год

На картине изображен незамысловатый сюжет-кусочек то ли балкона, то ли цветочной оранжереи, а в центре расположился аквариум с красными рыбками.

Сейчас мы с вами смотрим на стол. Мы видим его абсолютно круглым, таким как стол выглядит при взгляде сверху, но ножка- при таком ракурсе должна быть не видна. Да и на аквариум мы смотрим сбоку, а не с верху, как должны были с учетом изображения стола. Матисс и в этой картине пренебрегает перспективой, но кого это может смутить.

Как он этого добился? Все дела в ритме картины, обратите внимание на круглые листочки в верхней части картины и как прекрасно они перекликаются с цветочным кустом в правом нижнем углу, Аквариум, стол и декоративный элемент на ножке стола тоже круглые, а решетка состоит из овалов, также как и рыбки и листья растений рядом с ними. Тем самым художник добивается состояния спокойного созерцания, умиротворения, которое мы испытываем глядя на настоящий аквариум.

Несмотря на буйство красок эта картина абсолютно не раздражает глаз. Это удивительно. Это и есть то самое наследие Матисса, крутой поворот в живописи, который он совершил.

Изначально я хотела разобрать 10 картин, но когда начала писать поняла что это будет неприлично длинная статья, поэтому в этой я ограничилась 5 и решила написать еще одну, в которой мы с вами рассмотрим творческий путь Матисса от неоимпрессионизма и кубизма к фовизму. Вам же интересно что общего у Матисса и Писсаро? Или кто вдохновил Пикассо на создание его Авиньонских девиц?

Тогда ставьте 👍👍 и подписывайтесь на мой канал (нажать чтобы подписаться) и ждите эту статью завтра. А еще на своем канале я пишу много интересного о искусстве, художниках и свои впечатления о выставках.

Спасибо, что дочитали мою статью до конца, для меня это очень важно!

Напишите мне в комментариях интересно ли вам читать такие статьи про художников или может хотите что-то другое?