История, возмутившая многих: февральская свадьба дочери министра культуры Республики Татарстан Софьи Аюповой в Галерее современного искусства. Для проведения церемонии приостановили посещение хранилища культурного наследия — посетители не смогли попасть в музей. К слову, арендовать помещение здесь невозможно, ведь Галерея современного искусства — не какое-то частное заведение, а государственный музей. Нормально ли вообще проводить свадьбы там, где хранятся произведения искусства? И не наносит ли это репутационный урон, прежде всего, по самому музею?
Практика проведения свадеб в музеях (и не только) существует довольно давно. На законодательном уровне это разрешение звучит как постановление “Об использовании объектов историко-культурного наследия для государственной регистрации заключения брака“ от 2010 года. Таким образом “власти хотят укрепить угасающие позиции института брака среди молодежи”. Именно этой формулировкой воспользовались Ирада Аюпова (министр культуры РТ) и Розалия Нургалеева (директор музея изобразительного искусства), пытаясь оправдаться за злополучную свадьбу.
Правда, есть одно “но”. Почему никому больше не получится арендовать помещение зала, кроме дочери министра культуры? На это есть парадоксальный ответ: зал-то не арендуют. По словам представителей музея, проведение церемоний в его стенах — “дело обычное”. Только вот никто этим правом почему-то не пользуется. На сайте музея вы также не найдете подобных “свадебных” предложений.
Пользователи Интернета в большинстве своем настроены негативно. На семью министра культуры обрушился шквал критики. Многие уверены в том, что семья воспользовалась не только своим положением, но и деньгами налогоплательщиков — галерея-то государственная.
Если поискать в Яндексе “свадьба в музее Казани“, то помимо статей про нашумевшую свадьбу, можно запросто найти прайс-листы других музеев для проведения подобных церемоний. Так, например, свадьба в одном из филиалов Национального музея РТ может обойтись в 10 000 рублей. Торжество будет длиться два часа, и да, музей разрешает снимать фото и видео бесплатно. Музей предлагает различные вариации церемонии: от классической свадьбы до костюмированной в стиле семнадцатого века (предлагается даже определенный сценарий, что-то вроде ролевой игры). Видимо, это один из способов выживания для мест культурного наследия. Но много ли достается налогоплательщикам? Куда идут вырученные средства? Вопросы без ответа.
Похожие услуги, помимо Национального музея РТ и Галереи изобразительного искусства Казани (кстати, стартовая цена за пакет услуг от 2000 рублей), предлагает Национальный культурный центр “Казань“ и Казанская ратуша. В теплое время галереи, располагающие парком или садом, предлагают проводить церемонии на свежем воздухе. Торжество нужно планировать заранее, желательно за год до знаменательной даты.
На законодательном уровне — все сходится. Формулировка “привлечение внимания молодежи к традициям и институту брака“ — натянуто, но опять же, ничего особенного. Тем не менее, использование площадей, предназначенных для хранения и созерцания искусства, под свадьбы вряд ли получится оправдать — даже самой законной поправкой.
Во избежание конфликтов культурные центры Татарстана теперь должны составить правила проведения церемоний, дабы не тормозить работу всего музея и заранее оповещать людей о “свадебных днях”. До этого проведение свадебных церемоний не было централизовано. По мнению прокуратуры Республики Татарстан, нарушение заключается в том, музей был закрыт в рабочее время. Это вызвало множество неудобств. Но сам факт использования историко-культурного учреждения в целях проведения выездной свадебной церемонии, по их мнению, вполне законно.
___________
Автор: Варвара Скворцова