Найти тему
Дикое поле

Японский город в Приморье.

В 1871 году выдающийся синолог архимандрит Палладий, совершая поездку к югу от Владивостока, обнаружил в устье реки Цукановка остатки крупных сооружений, но так, как эти места и в XXI веке считаются безнадёжной глухоманью, а остатки строений даже отдалённо не напоминали ни китайские, ни корейские строения, то Палладий посчитал эти руины остатками японской фактории XVII века и на этом их изучение было временно остановилось, пока в 1958 году московскому археологу Г. И. Андрееву не было приказано обследовать руины на Цукановке, точнее, то, что от них осталось после сельскохозяйственных и фортификационных работ. К его удивлению, выяснилось, что хозяйственной деятельностью человека были затронута крайне незначительная часть памятника, который, хотя и был построен японцами, являлся совсем не факторией, а полноценным городом, который был старше своего предполагаемого возраста на тысячу лет, относясь ко временам империи Бохай.

Раскопки на месте Краскинского городища, названного так по современному посёлку Краскино, расположенному в 2 км севернее.
Раскопки на месте Краскинского городища, названного так по современному посёлку Краскино, расположенному в 2 км севернее.

Становление Краскинского городища относится к VII веку нашей эры - времени расцвета государства Бохай, которому был нужен надёжный незамерзающий морской порт с удобными путями подвоза (в те времена лес не сводили подчистую, поэтому и Посьетский залив, на берегах которого было расположено Краскинское городище, был незамерзающим, и река Цукановка была куда полноводнее, чем сейчас). Основную роль в создании Краскинского городища сыграли корейцы, бежавшие на север после завоевания китайцами государства Когуре и японцы, ещё в первые века нашей эры приплывавшие к берегам современного Приморского края с целью торговли и промысла.

Японский порт в VII веке.
Японский порт в VII веке.
-3

В лучшие свои времена Краскинское городище представляло собой пятиугольную в плане крепость площадью 12,6 га. Укрепления Краскинского городища состояли из рва и вала высотой 1-1,5 м. Устройство вала было следующее: внешняя и внутренняя каменные кладки, между которыми засыпалась утрамбованная земля. Восточная, южная и западная части валов имеют проёмы для ворот, защищённые наружными предвратными укреплениями — дугообразными захабами. Южнее восточных ворот на наружной стороне городской стены была обнаружена каменная башня, выступающая за пределы стены на 2,5—3,5 м. Перепад высот внутри городища между высокой северо-западной частью и низкой — южной составляет 2—2,5 м. От северной стены до южных ворот проходит улица шириной 30 м, разделяя город на две части. На возвышенных участках с обеих сторон улицы сохранились большие каменные основания, предположительно от дворцовых и храмовых сооружений, а в северо-западной, наиболее возвышенной, части городища располагался буддийский храмовый комплекс.

Остатки оборонительного вала Краснинского городища.
Остатки оборонительного вала Краснинского городища.

Внутри город был безо всякой системы застроен жилыми и складскими помещениями (то, что успели разрушить крестьяне и военные, оказалось остатками гигантских соляных складов). Помимо торговли, жители Краскинского городища активно занимались кораблестроением и изготовлением черепицы, для чего служили 12 печей, расположенных рядом с домами, также Краскинское городище являлось религиозным центром - в уже упомянутый буддистский храмовый комплекс входили собственно храм, квадратная в плане башня, служившая как колокольня и для проживания монахов и реликварий - вымощенная битой черепицей подземная кубическая камера, в более поздние времена служившая помойкой.

Бохайская черепица.
Бохайская черепица.
Руины буддийского монастыря в Краснинском городище.
Руины буддийского монастыря в Краснинском городище.

Краснинское городище было уничтожено в 926 году, когда государство Бохай было полностью уничтожено завоевателями-киданями. Тех же жителей, которым удалось уцелеть, кидани или продали в рабство, или насильно переселили в долину реки Ляохэ, что на долгие столетия превратило Приморье в дикую окраину.