Найти тему
Ленин в камне

«Богатырка», «Фрунзевка», «Буденовка»

Легенда

«Буденовка», головной убор бойцов Красной Армии периода Гражданской войны, является одним из главных символов той эпохи. Именно в «буденовке» жили и боролись за счастье трудового народа герои того времени Павка Корчагин и Неуловимые мстители. Именно с нее, как утверждал Вениамин Баснер, начинается Родина.
Вместе с тем, история появления «буденовки» окутана легендами, главная из которых принадлежит перу некоего господина О.А. Второва. Исследователь утверждает, что военная форма нового образца - длиннополые суконные шинели с поперечными застежками-накладками «разговорами» и суконные головные уборы на манер старинных шлемов русских витязей, были пошиты еще в 1915 – 1916 годах. Заказ Двора Его Императорского Величества был выполнен на одном из текстильных предприятий промышленника Николая Второва. В этой форме, созданной по эскизам известных художников Васнецова и Коровина, доблестная русская армия должна была принять участие в параде Победы в Берлине. Триумфальное шествие в итоге не состоялось, а форму в 1917 году экспроприировали большевики и направили в обмундирование РККА.
Версия красивая и даже патриотичная. Единственным, но фатально критичным звеном ее является полное отсутствие на этот счет, каких либо документов. Тем не менее, эта легенда, придуманная говорят еще белоэмигрантами, много лет будоражит умы ее адептов. А между тем, достаточно вспомнить, что в 1915, а тем более в 1916 году, дела русской армии на западном фронте шли настолько плохо, что последнее, что могло бы прийти в голову Николаю II в этот период - отдать приказ о разработке новой армейской формы для парада в Берлине. Император, конечно, был слабым государственным деятелем, но далеко не идиотом. Кроме того, «русский Морган», как называли богатейшего промышленника Николая Второва, после революции оставался жить в Москве, где 20 мая 1918 года был застрелен (как будто на бытовой почве) в своем особняке. Трудно поверить, что 7 мая 1918 года Народный комиссариат по военным делам Р.С.Ф.С.Р. объявляет публичный конкурс на разработку нового обмундирования для военнослужащих РККА, при еще живом и здравствующем Николае Второве, у которого склады забиты давно пошитой уникальной формой.

Конкурс

Условия конкурса были таковы: "проекты должны были представляться по форме достаточно четкими и ясными, с необходимыми чертежами, указаниями, и, желательно, с рисунками в красках, табелями ростов и выкройками.
За каждый из первых двадцати проектов обмундирования или отдельных его частей (одеяния, обуви, снаряжения или головного убора), признанных комиссией заслуживающими внимания, представителю проекта уплачивается четыреста рублей в случае одобрения проекта всего обмундирования, а за одобренную часть проекта по сто рублей. Первые три лучшие проекта приобретаются Комиссариатом в собственность Республики за дополнительное вознаграждение в две тысячи рублей за полный проект обмундирования, а за проект отдельных частей по пятьсот рублей".
Организаторы назначили месячный срок для подачи проектов, но участники конкурса, среди которых были такие известные художники, как В.М. Васнецов, К.А. Коровин, Б.М.Кустодиев, С.Т. Аркадьевский и другие, прислали в Жюри так много проектов, что конкурс продлили до конца года.
Проекты участников включали в себя десятки эскизов разных элементов формы, в том числе и таких головных уборов, как каскетки и картузы, кивера и шлемы с султанами, американизированые и тирольские шляпы. Но, победителем конкурса в итоге стал суконный шлем, как было написано в итоговом документе, формой напоминавший средневековую «ерихонку» или шелом с бармицей – часть доспехов былинных богатырей, за что этот шлем в обиходе и получил название «богатырка».
«Богатырка» создавалась для холодного времени года, так как официально водилась в войска в январе 1919 года. Впрочем, уже с апреля она стала всесезонным головным убором.
Интересно, что первыми «богатырками» экипировали сформированный в Иваново-Вознесенске красноармейский полк, отправленный в начале 1919 года на Восточный фронт, которым командовал командарм Михаил Фрунзе. Практически сразу, благодаря авторитету командарма среди солдат, головной убор в войсках получил народное название «фрунзевка». И только к концу 1920 года армейский шлем стал ассоциироваться с конной армией Буденного, наводившей ужас на конницу Мамонтова и Шкуро, войдя в историю как «буденовка».
Что до победителей конкурса, то здесь мнения знатоков расходятся. Среди победителей называют и Васнецова и Кустодиева и Аркадьевского. Мне кажется, что никто из участников конкурса не смог в итоге предложить Народному комиссариату по военным делам проект цельного комплекта обмундирования, а значит, полноценного победителя, скорее всего, и не было. Но зато по отдельным элементам формы, наверняка был целый ряд победителей (ведь ее же утвердили) и не только из числа громких фамилий.
Кстати, не факт, что автором «буденовки» стал именно Васнецов, хотя я лично за него, больно уж версия красивая. Образ «буденовки», глядя на его «Богатырей», напрашивается сам собой.

-2
-3