Найти в Дзене
АвтоМнение

Жизнь после карантина. Что будет с авторынком?

Оглавление

Сейчас из-за обострившейся ситуации с эпидемией многие отложили покупку/продажу автомобиля на неопределенный срок. По поводу текущей ситуации уже сделали свои материалы крупные автомобильные порталы, в частности Дром.ру. Однако, «не важно где шайба сейчас, важно где она будет». Давайте попробуем разобрать основные факторы влияющие на российский автомобильный рынок и предположить каким он будет по окончании острой фазы пандемии. А главное, ответить на вопрос: что пока не стоит продавать, а что можно будет выгодно купить?

Все написанное ниже мои предположения, основанные на реальных предпосылках. Как говориться, скриньте, потом проверим насколько я был прав.

Итак, основных факторов всего два:

1) Рост курса доллара в марте.

Судя по опыту предыдущих лет, даже при возвращении цен на нефть к докризисному уровню, курс рубля будет корректироваться, но уже не вернется на старые позиции. 70-75 рублей за доллар – новая ценовая реальность (это если все будет хорошо).

Динамика курса доллара за последние 15 лет.
Динамика курса доллара за последние 15 лет.

2) Сокращение располагаемых доходов и сбережений из-за эпидемии.

На автомобильном рынке это порождает сразу два разнонаправленных следствия:

-падение спроса;

-рост предложения со стороны тех, кто нуждается в деньгах или урезает расходы.

Рассмотрим как это повлияет на разные сегменты рынка.

Новые автомобили

-3

Первичный рынок полностью завязан на иностранной валюте, поэтому ожидаем повышения цен соразмерного росту курса доллара, причем многие переписывают ценники прямо сейчас. Производители с высоким уровнем локализации возможно попытаются повышать их меньше остальных. В то же время, вместе с ростом номинальных цен, можно ожидать повышения маркетинговой активности: скидок, подарков и т.д. Что касается участников рынка, то глобальных изменений как в 2014ом ждать не стоит. Возможно кризис не переживет какой-нибудь бренд-аутсайдер и несколько десятков автосалонов.

UPD от 01.05. Ситуация оказалась куда более серьезной, чем это виделось месяц назад. Падение первички будет жестче, чем в 2014ом. По прогнозам аналитиков: от 20% до 50%. Впрочем, для нас, потребителей, это мало что меняет.

Беспробежные автомобили

Nissan Leaf  (A)ZE0  Наиболее популярный электромобиль в России.
Nissan Leaf (A)ZE0 Наиболее популярный электромобиль в России.

Беспробежки, зависшие где-то между первичным и вторичным рынками, достойны отдельной статьи. В двух словах: цены вырастут, ввоз упадет (сильно), доля электромобилей увеличится. Ниссан Лиф будет самым ввозимым б/у автомобилем в 2020 году.

Вторичный рынок

Мартовское изменение курса вряд ли затронет рядовые автомобили старше 5-ти лет. Разве что ликвидные машины будут еще меньше терять в стоимости. В том что касается падения доходов ситуация будет по-разному складываться для автомобилей утилитарных и всех прочих.

Ford Focus II  Классический "авто за 300" для многих регионов
Ford Focus II Классический "авто за 300" для многих регионов

Спрос на простые машины в бюджете 200-500 тысяч быстро восстановится. В том числе за счет тех, кто будет урезать расходы и решит сменить свой автомобиль на более дешевый/экономичный. В любом случае те, для кого машина это необходимость или часть стиля жизни, от нее не откажутся.

Что касается остальных машин, хотя бы немного выходящих за рамки «недорого из точки А в точку Б», то здесь рынок очень большой и разнообразный. Так что тезисно пройдемся именно по тем категориям, где, как я считаю, можно ждать изменений.

Продавать машины будут те:

- кому нужно финансово поддержать свой бизнес

- кто не рассчитал свои возможности

- у кого несколько автомобилей и есть потребность в деньгах

Соответственно, продавать будут:

- кредитные машины

- коммерческий транспорт

- неновый премиум

- "машины-игрушки"

- "денежные пылесосы"

И "игрушка" и неновый премиум. Обратите внимание на срок владения, это заявка на хорошее состояние. А между тем, живые М-ки в 46 кузове с годами только дорожают.
И "игрушка" и неновый премиум. Обратите внимание на срок владения, это заявка на хорошее состояние. А между тем, живые М-ки в 46 кузове с годами только дорожают.

Все, за исключением последней, категории могут представлять интерес. Таким образом, есть вероятность, что в этих категориях на рынок поступит много живых и интересных машин, которые в иных обстоятельствах владельцы бы не стали продавать. Рискну предположить, что на ценах в объявлениях это может сильно и не сказаться, зато из-за возросшей конкуренции между продавцами, можно будет и повыбирать и хорошо поторговаться. Но будьте внимательны: активизируются и те, кто избавляется от хлама, вытягивающего последние сбережения. Также не забываем перед покупкой проверять автомобиль и владельца на долги-залоги-запреты-кредиты.

Отдельная тема это волна банкротских машин, но она хлынет на рынок с большой задержкой.

Выводы:

1) Если вы давно планировали купить что-нибудь интересное на вторичке, то стоит уже присматриваться к объявлениям. Есть все предпосылки к тому, что по окончании карантина можно будет выгодно приобрести живой экземпляр.

2) Если вы запланировали покупку машины в автосалоне, то время для этого тоже подходящее, так как поднимать цены будут в течение нескольких месяцев и еще можно успеть до подорожания.

3) В отношении народных машин «для перемещения из точки А в точку Б» вряд ли что-то принципиально поменяется. Возможно, лишь еще больше усилится конкуренция за живые варианты.

4) С продажей стоит повременить владельцам относительно дорогих (скажем, от миллиона) и свежих (до 3-5 лет) машин. Также в ближайшие несколько месяцев точно не лучшее время для продажи всяческих «игрушек». Для остальных поводов откладывать продажу автомобиля я не вижу. Главное, после этого не оставляйте деньги в рублях, а то мало ли.

А если вам понравилась статья не забывайте ставить лайк, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал. Для меня важна ваша обратная связь.

Другие мои статьи об автомобильном рынке:

Почему раньше автомобили делали инженеры, а сейчас - маркетологи?

В каких случаях подержанный автомобиль объективно лучше нового?