Сейчас из-за обострившейся ситуации с эпидемией многие отложили покупку/продажу автомобиля на неопределенный срок. По поводу текущей ситуации уже сделали свои материалы крупные автомобильные порталы, в частности Дром.ру. Однако, «не важно где шайба сейчас, важно где она будет». Давайте попробуем разобрать основные факторы влияющие на российский автомобильный рынок и предположить каким он будет по окончании острой фазы пандемии. А главное, ответить на вопрос: что пока не стоит продавать, а что можно будет выгодно купить?
Все написанное ниже мои предположения, основанные на реальных предпосылках. Как говориться, скриньте, потом проверим насколько я был прав.
Итак, основных факторов всего два:
1) Рост курса доллара в марте.
Судя по опыту предыдущих лет, даже при возвращении цен на нефть к докризисному уровню, курс рубля будет корректироваться, но уже не вернется на старые позиции. 70-75 рублей за доллар – новая ценовая реальность (это если все будет хорошо).
2) Сокращение располагаемых доходов и сбережений из-за эпидемии.
На автомобильном рынке это порождает сразу два разнонаправленных следствия:
-падение спроса;
-рост предложения со стороны тех, кто нуждается в деньгах или урезает расходы.
Рассмотрим как это повлияет на разные сегменты рынка.
Новые автомобили
Первичный рынок полностью завязан на иностранной валюте, поэтому ожидаем повышения цен соразмерного росту курса доллара, причем многие переписывают ценники прямо сейчас. Производители с высоким уровнем локализации возможно попытаются повышать их меньше остальных. В то же время, вместе с ростом номинальных цен, можно ожидать повышения маркетинговой активности: скидок, подарков и т.д. Что касается участников рынка, то глобальных изменений как в 2014ом ждать не стоит. Возможно кризис не переживет какой-нибудь бренд-аутсайдер и несколько десятков автосалонов.
UPD от 01.05. Ситуация оказалась куда более серьезной, чем это виделось месяц назад. Падение первички будет жестче, чем в 2014ом. По прогнозам аналитиков: от 20% до 50%. Впрочем, для нас, потребителей, это мало что меняет.
Беспробежные автомобили
Беспробежки, зависшие где-то между первичным и вторичным рынками, достойны отдельной статьи. В двух словах: цены вырастут, ввоз упадет (сильно), доля электромобилей увеличится. Ниссан Лиф будет самым ввозимым б/у автомобилем в 2020 году.
Вторичный рынок
Мартовское изменение курса вряд ли затронет рядовые автомобили старше 5-ти лет. Разве что ликвидные машины будут еще меньше терять в стоимости. В том что касается падения доходов ситуация будет по-разному складываться для автомобилей утилитарных и всех прочих.
Спрос на простые машины в бюджете 200-500 тысяч быстро восстановится. В том числе за счет тех, кто будет урезать расходы и решит сменить свой автомобиль на более дешевый/экономичный. В любом случае те, для кого машина это необходимость или часть стиля жизни, от нее не откажутся.
Что касается остальных машин, хотя бы немного выходящих за рамки «недорого из точки А в точку Б», то здесь рынок очень большой и разнообразный. Так что тезисно пройдемся именно по тем категориям, где, как я считаю, можно ждать изменений.
Продавать машины будут те:
- кому нужно финансово поддержать свой бизнес
- кто не рассчитал свои возможности
- у кого несколько автомобилей и есть потребность в деньгах
Соответственно, продавать будут:
- кредитные машины
- коммерческий транспорт
- неновый премиум
- "машины-игрушки"
- "денежные пылесосы"
Все, за исключением последней, категории могут представлять интерес. Таким образом, есть вероятность, что в этих категориях на рынок поступит много живых и интересных машин, которые в иных обстоятельствах владельцы бы не стали продавать. Рискну предположить, что на ценах в объявлениях это может сильно и не сказаться, зато из-за возросшей конкуренции между продавцами, можно будет и повыбирать и хорошо поторговаться. Но будьте внимательны: активизируются и те, кто избавляется от хлама, вытягивающего последние сбережения. Также не забываем перед покупкой проверять автомобиль и владельца на долги-залоги-запреты-кредиты.
Отдельная тема это волна банкротских машин, но она хлынет на рынок с большой задержкой.
Выводы:
1) Если вы давно планировали купить что-нибудь интересное на вторичке, то стоит уже присматриваться к объявлениям. Есть все предпосылки к тому, что по окончании карантина можно будет выгодно приобрести живой экземпляр.
2) Если вы запланировали покупку машины в автосалоне, то время для этого тоже подходящее, так как поднимать цены будут в течение нескольких месяцев и еще можно успеть до подорожания.
3) В отношении народных машин «для перемещения из точки А в точку Б» вряд ли что-то принципиально поменяется. Возможно, лишь еще больше усилится конкуренция за живые варианты.
4) С продажей стоит повременить владельцам относительно дорогих (скажем, от миллиона) и свежих (до 3-5 лет) машин. Также в ближайшие несколько месяцев точно не лучшее время для продажи всяческих «игрушек». Для остальных поводов откладывать продажу автомобиля я не вижу. Главное, после этого не оставляйте деньги в рублях, а то мало ли.
А если вам понравилась статья не забывайте ставить лайк, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал. Для меня важна ваша обратная связь.
Другие мои статьи об автомобильном рынке:
Почему раньше автомобили делали инженеры, а сейчас - маркетологи?
В каких случаях подержанный автомобиль объективно лучше нового?