Думаю, многим знакома работа известной русской художницы начала 20-го века Зинаиды Евгеньевны Серебряковой "За туалетом":
Собственно, именно после этой картины о Серебряковой и заговорили как о серьёзной художнице, и имя её навсегда оказалось вписанным в историю живописи. Русская женщина-художница - это великолепно!
Пару лет назад в Третьяковской галерее проходила большая выставка работ Серебряковой. Я специально ходила, чтобы полюбоваться на них вживую.
Удивительно, но только тогда я наконец-то в подробностях рассмотрела два флакона с зелёными и жёлтыми духами на туалетном столике. Всегда отвлекалась на шикарные волосы дамы за туалетом, а здесь прямо щёлкнуло.
И я стала думать:"Какими духами могла бы пользоваться юная Зинаида?" В 1909 году на момент написания этого портрета (их было несколько, она любила себя рисовать) художнице было всего 25 лет. Совсем девчонка.
В 1905-1906 годах Зинаида жила во Франции, в Париже, обучаясь живописи. Могла ли она привезти какой-нибудь особенно полюбившийся аромат оттуда? Да и в Петербурге, у своих знаменитых родственников, тоже художников, частенько бывала. Имела возможность знакомиться с парфюмерными новинками.
Настолько меня эта тема увлекла, что я даже начала читать книгу искусствоведа Русаковой Аллы Александровны о Серебряковой. Но времени так катастрофически мало на этой самоизоляции, как люди успевают захандрить - ума не приложу... Так что не дочитала пока. В общем, вот моя версия, а если кто-то знает лучше, то пусть поправит.
Флакон, который ближе к зрителю, - слева, по очертаниям и расположению наклейки похож на модные в то время духи Ideal от старинного парфюмерного Дома Houbigant:
Ideal любила Анна Ахматова. Лиля Брик писала В.Маяковскому, чтобы он привёз ей Ideal. Русский парфюмер Константин Веригин - ученик того самого Бо, который Шанель №5... так вот Веригин в своей автобиографической книге "Благоуханность" тоже упоминал эти духи:
"И странно запомнилось на туалетном столе среди массивного хрусталя с гербами лиловое пятно маленького матерчатого футляра с белой костяной застежкой. Это "Идеал" от Убигана. Душился отец очень мало, но, так как он обладал на редкость тонко развитым обонянием, выбор его был безукоризненным. В начале нашего столетия "Идеал" был величайшим достижением в области ароматического искусства.
Созданные гениальным Парке, парфюмером Дома "Убиган", эти духи открыли новые горизонты и показали возможность полной гармонии между синтетическими и натуральными душистостями..."
Замечание в сторону: кто там убивается по натуральным ингредиентам? Читайте книги, господа! Духи Идеал созданы в 1896 году. И уже с применением синтетических компонентов.
Конечно, цвет парфюма у Серебряковой не такой насыщенный, как на найденной мною картинке, но кто знает, какого цвета эти духи были в далёком 1909 году? У Серебряковой, наверное, новый выпуск, а не много повидавший настоявшийся винтаж.
Вытянутое горлышко вроде бы тоже говорит в пользу Ideal, но вот с крышечкой всё не так однозначно.
Я и так изображение увеличивала и этак, - не пойму форму крышечки, хоть тресни! В один момент - Ideal, в другой - так от Guerlain что-то! Знаменитые герленовские крышечки "сердечком" на тот момент уже существовали, но сколько я не рассматривала старинные герленовские флаконы - ни одного похожего на нашего подследственного.
Мне бы очень хотелось рассказать, как пахнет этот несомненно великолепный аромат (у Houbigant по-другому не бывает), но его выпуск прекращён ещё в 70-х годах прошлого столетия. К сожалению, мне пока не выпало возможности познакомиться с такой редкостью.
Пирамида прекрасна:
Серая амбра, ваниль, жасмин, болгарская роза, цветок гвоздики, иланг-иланг, апельсиновый цвет, гвоздика пряность.
Такой мой вывод по ближнему жёлтому флакону. Второй флакон я порассматриваю в другой раз.
Как развить обоняние и начать верить своему носу
Чем пахнут духи за 210 рублей
Мой выбор: лучшие мужские духи для женщин