Хорошо известно, что Сталин очень боялся самолётов, никогда не летал сам и запрещал товарищам по ЦК летать без острой необходимости. Но один раз Сталину всё-таки пришлось согласиться на полёт, и для этого было серьёзное оправдание ‒ тройственная конференция в Тегеране 1943 года.
В переговорах о месте проведения конференции, Сталин, Черчилль и Рузвельт обменялись 32 посланиями. Сталин предлагал Астрахань и Архангельск, Рузвельт ‒ Аляску, Черчилль ‒ Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Варианты Багдада и Каира тоже были отклонены. В итоге по настоянию Сталина выбрали Тегеран. Территория Ирана на тот момент контролировалась советскими, английскими и частично американскими войсками. Сам Тегеран находился в советской зоне оккупации.
Рузвельт вышел в Атлантический океан на борту линкора «Айова», и спустя неделю прибыл в алжирский порт Оран, откуда перелетел в Каир. Черчилль на корабле «Ринаун» проделал маршрут Плимут—Александрия. В Каире состоялись двусторонние англо-американские переговоры. Спустя несколько дней президентский самолёт Дуглас C-54 «Священная корова» совершил семичасовой перелёт в Тегеран.
Черчилль добирался в Тегеран своими путями. В то время премьер-министр пользовался специально переделанным бомбардировщиком B-24 Liberator с собственным именем «Коммандо».
Сталин выехал из Москвы на конференцию 22 ноября 1943 года. Его литерный поезд № 501 с личным бронированным вагоном проследовал через Сталинград в Баку. Вагон Сталина сохранился, его можно увидеть в грузинском Гори.
Вместе со Сталиным в эшелоне ехал Молотов, Ворошилов, Берия, ответственные работники Наркоминдел и Генштаба. Так выглядело личное купе «вождя народов».
Поезд прибыл на главный железнодорожный вокзал Баку «Сабунчи», где его встретил Мир-Джафар Багиров ‒ Первый Секретарь Азербайджана. Иногда пишут, что Сталин попросил Багирова устроить автомобильную прогулку по улицам Баку, так как он не был там 23 года.
На аэродроме уже ждали несколько готовых к полёту американских военно-транспортных самолётов Дуглас C-47. Тогда это был самый надёжный самолёт в мире ‒ военная версия знаменитого пассажирского самолёта DC-3, но с более мощными моторами. В то время СССР активно производил лицензионную копию «Дакоты» ‒ самолёт ПС-84 (позже Ли-2), но доверие к отечественной авиатехнике у руководителей СССР придёт только при Хрущёве.
Для «путешественников» подготовили два C-47, заранее перегнанных из-под Москвы. Один поведёт командующий Дальней авиацией, Маршал авиации А.Е. Голованов, другой — полковник В.Г. Грачёв, личный пилот Лаврентия Берии. По легенде, верховному предложили лететь на самолёте Голованова, но не дойдя до него, Сталин передумал и направился ко второму самолёту. По одной версии, Сталин аргументировал свой выбор тем, что «генерал-полковники самолёты водят редко, полетим с полковником…». По другой, у самолёта Голованова просто чихнул мотор. Хотя, по воспоминаниям Голованова, Грачёв был назначен командиром «сталинского» самолёта ещё в Москве.
Сохранилось уникальное фото, пусть и в невысоком разрешении, как Сталин садится в американский самолёт с красной звездой на борту.
Как выглядел внутри самолёт Сталина, мы можем только догадываться. Но это был явно не транспортно-десантный вариант салона, как в C-47 «с завода».
В качестве примера могу предложить рассмотреть один из немногих сохранившихся салонов Ли-2, который я фотографировал в авиационном музее «Аэропарк» в Будапеште. Кстати единственный в мире летающий Ли-2 ‒ тоже венгерский.
Пассажирский салон Ли-2 оборудован мягкими и широкими креслами с неубираемыми подлокотниками, расставленными с большим шагом.
Можно пристегнуться ремнём, места для коленей более чем достаточно.
В хвостовой части имеется полностью оборудованный туалет, весьма просторный по сравнению с нынешними самолётами.
Так выглядела кабина самолёта C-47. В экипаж кроме двух лётчиков входил бортрадист и борттехник.
Полет Сталина продолжался порядка двух часов. Около полудня 26 ноября 1943 года «Дуглас» под управлением Грачёва благополучно приземлился в Тегеране. Что было дальше ‒ все и так знают.
2 декабря Сталин тем же маршрутом отправился обратно в Москву.
Это был предпоследний выезд Сталина за пределы СССР. Последний состоялся в июле 1945 года ‒ на Потсдамскую конференцию. Но тогда обошлись без самолётов. Сталинский эшелон смог доехать прямо до места, ведь все 828 км железнодорожного пути от границы СССР до Потсдама тогда уже «перешили» с европейской на советскую колею, а для охраны через каждые 150 метров поставили бойцов НКВД.
Источники части текста и фото: 1, 2, 3.