A7V-первый серийный танк Германской империи.Выпущен в 1917—1918 годах малой серией в 20 машин. применялся в боевых действиях заключительного периода Первой мировой войны. История создания: Я думаю многие знают ,что 15 сентября 1916 года на Сомме англичане впервые применили свое новое оружие-танк и применил они его достаточно успешно.Немецкое командование видя успехи англичан поначалу не стало организовывать производство своих танков,а сконцентрировалось на организации противотанковой обороны. Однако уже к ноябрю немецким генералам стало ясно, что Германии необходимы собственные танки. Для разработки новых машин решением Военного министерства кайзеровской Германии 13 ноября была создана комиссия под руководством генерала Фридрихса, в эту комиссию входили представители армии и известных немецких фирм, в частности, «Даймлер», «Бенц», NAG, «Опель», «Брасс унд Херштейнт» и австрийского отделения «Холт-Катерпиллер». По решению комиссии главным конструктором танка был назначен 46-летний капитан Йозеф Фольмер, в группу которого вошло около сорока инженеров.
Первый танк: Первый серийный A7V удалось выпустить только к октябрю 1917. Танк был назван в честь 7-го транспортного отдела Военного министерства.До сентября 1918 Германии удалось выпустить всего 20 таких танков (хотя планировалось производство не менее 100 машин), так что серьёзного боевого значения немецкие танки не имели. Для сравнения: Франция за годы войны выпустила 3997 танков всех типов, а Англия — 2905.
Танк создавался на базе трактора Holt, первый прототип был выпущен в апреле 1917 года,а в мае того же года была выпущена деревянная модель. Первый опытный образец был выпущен в сентябре, а первая серийная машина — в октябре 1917 года.
Ходовая часть A7V была выполнена по типу трактора «Холт», массивный броневой корпус устанавливался на прямоугольной раме, в движение этого монстра приводили два 100-сильных карбюраторных двигателя «Даймлер». Танк много весил из-за чего был неповоротливым и имел слабую проходимость, но при этом был хорошо бронирован . Броня защищала экипаж не только от бронебойных пуль, но и от осколков осколочно-фугасных снарядов артиллерии. Экипаж был достаточно велик — 18 человек — и должен был обслуживать многочисленное вооружение.
Недостатки:
Среди главных недостатков A7V: очень плохой обзор из танка (на расстоянии до 10 метров вперёд водитель ничего не видел), внутри танка было очень шумно, высокая температура (до +60 °C) и загазованность внутри самого танка (во время марша экипаж сидел на крыше), а также крупные габариты, которые делали его лёгкой мишенью для артиллерии. Угол горизонтального обстрела 57-мм пушки составлял всего 50 градусов, что даже меньше, чем у английского Mk. 1.
За огромные размеры, неповоротливость, жуткую жару внутри и отчаянно дымившие двигатели немецкие солдаты прозвали A7V «тяжёлой походной кухней».
Модификации: На базе A7V были созданы различные машины,среди них-зенитное орудие,передвижная радиостанция,бронетранспортер,траншеекопатель, артилерийский тягач.
Боевое применение: Впервые танки A7V вступили в бой 21 марта 1918 г. в ходе немецкой контратаки на берегах канала Сен-Кантен. Первый встречный танковый бой в истории произошёл с участием этих танков 24 апреля этого же года около Виллер-Бретонне. Здесь три A7V встретились с вышедшими из леса тремя английскими Мк IV. Первый в истории бой танков с танками был встречным и для обеих сторон был неожиданным. Англичане оказались в не выгодном положении: из трёх машин две были пулемётными, а экипажи были измотаны длительным нахождением в противогазах — их позиции накануне обстреляли химическими снарядами. Таким образом, британцы уступали немцам в огневой мощи, бронировании и работоспособности экипажей. Тем не менее уже в этом столкновении сказались такие факторы, как манёвренность танков, опыт и слаженность экипажей. Бой проходил возле позиций английской пехоты и на виду у германской артиллерии, но не те ,ни другие не приняли в нём участия. Немецкие артиллеристы опасались поразить своих, а английские пехотинцы не имели каких-либо противотанковых средств. Хотя пулемётные Мк IV, получив большие пробоины, вынуждены были вскоре отойти в тыл, пушечный танк продолжал вести огонь. Немецкие машины остановились неудачно — бой фактически вёл только один из них (№ 561, «Никсе»). После трёх попаданий у A7V повредился масляный радиатор. Пользуясь тем, что Мк IV разорвало гусеницу, он смог отойти на небольшое расстояние, после чего экипаж покинул его. Два других танка отошли. Это дало основание англичанам справедливо считать себя победителями в первой танковой схватке.
Список всех A7V и их судьба:
- 501 «Гретхен»: сдан на слом в 1919 г.
- 502: сдан на слом в октябре 1918 г.
- 503: сдан на слом в октябре 1918 г.
- 504 «Шнук»: погиб в бою 31 августа 1918 г.
- 505 «Баден I»: сдан на слом в 1919 г.
- 506 «Мефисто»: захвачен противником 24 апреля 1918 г. (застрял на местности)
- 507 «Циклоп»: сдан на слом в 1919 г.
- 525 «Зигфрид»: сдан на слом в 1919 г.
- 526: сдан на слом в 1918 г.
- 527 «Лотта»: погиб в бою 1 июня 1918 г.
- 528 «Хаген»: погиб в бою 31 августа 1918 г.
- 529 «Никсе II»: захвачен противником 31 мая 1918 г.
- 540 «Хайланд»: сдан на слом в 1919 г.
- 541: сдан на слом в 1919 г.
- 542 «Эльфриде»: брошен экипажем в бою 24 апреля 1918 г.
- 543 «Хаген», «Альберт», «Кёниг Вильгельм»: сдан на слом в 1919 г.
- 560 «Старый Фриц»: погиб в бою 11 октября 1918 г.
- 561 «Никсе»: сдан на слом в 1918 г.
- 562 «Геркулес»: сдан на слом в 1918 г.
- 563 «Вотан», «Один»: сдан на слом в 1919 г.
- 564: сдан на слом в 1919 г.