Прошла первая рабочая неделя и уже есть, что анализировать. Первый вывод, который напрашивается сам собой – это шок. В шоке все участники образовательного процесса! И это факт! Некоторые из моих коллег стремятся опровергнуть тот факт, что образование не готово к такой форме обучения, говоря о том, что педагоги не хотят учиться, придумывают отговорки о технической невозможности вести работу в таком формате и многое другое.
Вот этапы этого процесса, который остался в моей памяти, а было это все почти 20 лет назад ( «20 лет для вселенной мало»).
В 2000 годах мы в моей периферийной документы мы еще печатали на машинке «Башкирия» (я не говорю о том, что такая беда была везде и повсеместно), в соседней школе стояли старенькие ЭВМ-ки, в которых, чтобы 2+2 решить, нужно было алгоритм на 1,5 страницы тетрадного листа составить! (да, сегодня смешно, и кто-то мне откровенно не поверит).
В 2003 году со сменой администрации приобрела школа первый компьютер (стационарник), а еще директору по «суперской» программе выдали ноутбук, по тем временам, даже очень не плохой. Итак, заработали.
В 2007 или 2008 (точно не помню), появился отличный и по сегодняшним дням Интернет.
В период с 2004 по 2007 педагогов в рамках программы информатизации начали обучать ИКТ-компетентности. И вот здесь самое интересное. Коллеги мои тоже были направлены. (за себя скажу, что уже обучилась в Центре занятости населения на оператора ЭВМ за свой счет).
После первой недели обучения наш директор «получил по голове» за своих подчиненных за их «плохое поведение» от вышестоящего начальства. Причина в том, что коллеги, выезжавшие в райцентр на обучение (к слову сказать, им время высвобождали и оплачивали), вместо обучения «шопились» по магазинам, опаздывали на занятия и откровенно говорили, что им это не нужно. Ведь компьютеров в школе один и не на их рабочем столе.
Но время и инновации неумолимы, и в скором времени в нашей небольшой школе появился вполне современный компьютерный класс, с проектором, принтером, сканером и МФУ, а также моноблоками, выданными по программе в 2009-2010 году.
Первая проблема встала перед педагогами во время аттестации, когда нужно было показать районной аттестационной комиссии свои пользовательские навыки.
Коллеги громко возмущались, но сканировали картинки со школьных учебников и коряво вставляли их в презентации. Все это сопровождалось громкими возгласами возмущения и нервными выпадами зама по информатизации по поводу полной ИКТ-несостоятельности коллег.
Еще одной «бедой» педагогов стало освоение электронных учебников, которыми школьные библиотеки буквально завалила компания 1С. Немало недовольства вызвала необходимо перепечатать рабочие программы и тематические планы, так как навыки работы с текстовым редактором были у многих учителей…а вернее сказать, их не было вообще. Мои коллеги иконку редактора на рабочем столе найти не могли.
Печально было смотреть на сельских детей – учеников начальной школы. Пришлось мне как-то урок информатики в 3 классе проводить. Рассаживаю детей за компьютеры. Работаем с электронным учебником, суть задания перетащить мышкой название фигуры под ее рисунок. Все ребята выполняют, с интересом, смехом. А у одной девочки страх и слезы в глазах. Прошу взять ее мышь, а она ручку отдергивает и плачет. У меня тоже шок. Потом выяснилось, что ей просто мышку в руки взять страшно! (мышка, же и вообще ее компьютер напугал, не видела она его раньше). Вызываю родителей, объясняю суть ситуации, говорю, если есть возможность, научите, купите. Благо, родители оказались нормальные, купили….ребенок привык и больше не боялся!
Кстати сказать, в скором времени по деревне пошла цепная реакция и бум приобретения орг.техники. Через полгода обучения, в 9 классе из 10 человек, 5 ребятам родители купили компьютеры. Мне ребята даже задания на флешках приносили. К концу года некоторые даже интернет через телефоны запустили, а это 2011-2012 годы и даже через электронную почту задания отправлять начали. Для нас это был прорыв.
Детей научить работать с орг.техникой оказалось намного проще. К концу учебного года мой 9 класс с легкостью устанавливал программы периферийных устройств, устранял мелкие технические и программные неполадки, и самое страшное для меня открытие заключалось в том, что они научились обходить систему контент-фильтрации и взломали установленный мною родительский контроль!)))
Педагоги за это время едва научились печатать, а самые продвинутые, создавать презентации. Больших успехов достигли завуч (освоив числовой редактор), и учитель физики, которая активно использовала на уроках электронные учебники, и создавала на их основе свои презентации.
Прославились чуть позже мы и еще одним достижением. Наш библиотекарь – среди всех школ района, первой прошла дистанционные курсы повышения квалификации, без отрыва от работы (на работе) и командировок.
Многие из моих коллег тех времен уже не работают, но есть и те, кто продолжил профессиональную деятельность. Как вы думаете, легко ли им сегодня освоить дистанционную форму преподавания и сколько времени потребует процесс их научения всем премудростям нового формата обучения?!