«Комната» (2003)
Для того чтобы стать культовой, картина не обязательно должна быть шедевром. Критики, разработавшие типологию культовых фильмов, писали о том, что культовый статус приобретают ленты, которые можно описать фразой «так плохо, что хорошо». Яркой иллюстрацией данного типа фильмов является «Комната», снятая Томи Вайсо. Он же был продюсером, автором сценария и исполнителем главной роли. Фильм получил статус худшего в истории и при этом стал культовым. В 2001 году Вайсо написал пьесу, которую не смог издать. На основе пьесы он создал сценарий, который решил реализовать на собственные средства. Производство картины обошлось в $6 млн. Вайсо купил съемочное оборудование вместо того, чтобы взять его в аренду, менял места локаций и нанял 400 человек для работы над фильмом. Готовый вариант он предложил для дистрибуции компании Paramount. Обычно принятие решения занимает недели, но Вайсо отказали в рекордные 24 часа. Несмотря на то что Вайсо арендовал рекламные площади в Лос-Анджелесе и плакат картины висел пять лет, успев стать туристической достопримечательностью, фильм провалился в прокате. IMDb поставил его на 60-е место в списке 250 провальных картин всех времен. Однако спустя несколько лет после катастрофы у фильма появились фанаты. Они создали видеоигру, основанную на сюжете «Комнаты». В 2010 году состоялось живое чтение пьесы Вайсо в культурном центре AFI Silver. Грег Систеро написал книгу «Горе-творец» (2011), а в 2016 году по ней был поставлен фильм. А в 2017 году появился мюзикл, рассказывающий предысторию картины. «Комната» упоминается в других телесериалах, фильмах и даже комиксах «Марвел» 2016 года.
«Назад в будущее» (1985)
Фантастический фильм Роберта Земекиса стал культовым благодаря ностальгии и эксплуатации ретро-эстетики 1950-х. Спустя десятилетия фанаты ностальгировали уже по 1980-м, а затем и сравнивали будущее, показанное в фильме, с реальностью. Культовости картине придает и факт того, что Роберт Земекис и Боб Гейл отказались продавать права на картину до своей смерти и не соглашаются на ее перезапуск. Интересно, что сценарий Гейла и Земекиса отклонили несколько студий, считая его слишком детским. Компании «Дисней» не понравилась идея любовной линии молодой Лорейн и Майкла. В конце концов снимать фильм согласилась Universal, а продюсером выступил Стивен Спилберг. Спецэффекты создавала студия ILM Джорджа Лукаса. Фильм получил одобрительные отзывы критиков и привлек внимание зрителей, более чем в 20 раз окупил бюджет в $19 млн. По информации IMDb, картина получила «Оскар» и 19 других призов. Ресурс поставил ее на 35-е место в перечне 250 лучших кинолент всех времен. В 2008 году картина попала сразу в несколько рейтингов: она стала десятой в списке десяти лучших фильмов фантастического жанра Американского института кинематографии, 28-й из 50 лучших картине по версии Enterteinment Weekly и 23-й в списке 50 лучших лент журнала Empire. В фильме герои упоминают президента Рейгана. Последний, в свою очередь, процитировал фразу из фильма в речи 1986 года.
«Эммануэль» (1974)
Иногда культовыми становятся эксплуатационные фильмы. «Эммануэль» — типичный пример сексплотейшн — использования темы секса в кино. Фильм основан на одноименном романе в стиле софткор — жанра на стыке эротики и порнографии. Критики негативно высказывались о картине после ее выхода в прокат. Откровенные сцены пугали прокатчиков из других стран. Понятие культового кино только зародилось в 1970-е, и одну из его функций рассматривали как переход установленных границ. «Эммануэль» прекрасно справлялась с этой функцией, став невероятно популярной среди женской аудитории. Узнав об этом факте, продюсеры Columbia решились на прокат фильма в США. Они руководствовались той логикой, что нельзя считать фильм порнографическим, если он востребован у женской аудитории. По данным IMDb, при бюджете в $500 тыс. картина собрала в мировом прокате около $100 млн. Спустя 15 лет после выхода на экраны фильм увидели зрители в СССР. Здесь лента стала по-настоящему культовой, предвестником сексуальной революции и синонимом эротики. Многих жителей Союза желание посмотреть «Эммануэль» толкало на приобретение дорогих видеомагнитофонов.
«Нападение помидоров-убийц» (1978)
Культовые фильмы ужасов, как правило, относятся к низкобюджетной категории В. Создатели картины поняли суть зарождающегося понятия «культовый фильм» и снимали ленту с прицелом на то, что она приобретет статус культовой. Нелепое название привело к тому, что критики посчитали лишним оставлять свои отзывы о фильме в расчете на то, что публика и так прекрасно понимает, о чем пойдет речь. Однако публике картина понравилась. Незамысловатый черный юмор в сочетании с элементами ужасов и отсылками к популярным фильмам привели публику в восторг. В результате картина имела три сиквела. Спустя 10 лет после выхода первого фильма на экранах появилось «Возвращение помидоров-убийц». Фильм стал пятым к карьере начинающего актера Джорджа Клуни.
«Безумный Макс: Дорога ярости» (2015)
Лучшие фильмы редко имеют достойное продолжение. Но «Безумный Макс: Дорога ярости» — яркий пример того, как сиквел культового фильма может сам стать культовым. Первая часть «Безумного Макса» вышла в Австралии в 1979 году. При бюджете в $300 тыс. он собрал в прокате более $100 млн, став на долгое время рекордсменом Книги рекордов Гиннесса по кассовым сборам. Фильм стал каноном картин постапокалиптического жанра. Отсылки к нему есть в ряде видеоигр, других фильмах, клипах популярных групп, а с 2010 года в Калифорнии проходит фестиваль, организаторы которого пытаются воссоздать обстановку фильма. «Безумный Макс: Дорога ярости», снятый спустя 30 лет после выхода последнего фильма трилогии, произвел настоящий фурор не только среди фанатов, но и критиков. По данным IMDb, он отмечен шестью «Оскарами» и 232 другими призами. Ресурс поставил его на 205-е место в своем перечне 250 лучших лент.
«Клерки» (1994)
Начинающий режиссер Кевин Смит продал коллекцию любимых комиксов, одолжил $3 тыс. у родителей, взял кредит в банке, чтобы снять свой первый фильм. На главные роли он пригласил друзей, которым не нужно было платить, и снимал по ночам в магазине, в котором работал днем. Бюджет фильма составил $27 тыс. В прокате «Клерки» заработали $3 млн, сразу попав в статус культовых. Главные герои — Джей и Молчаливый Боб — обрели множество фанатов, жаждавших видеть их приключения. По мотивам картины снято несколько продолжений, а Джей и Молчаливый Боб появлялись в качестве героев нескольких других фильмов, телешоу, анимационного сериала и комиксов. В 2000-х «Клерки» попали в топ фильмов, составленных журналом Total Film как одна из величайших комедий всех времен, журнала Empire — как один из величайших независимых фильмов и Entertainment Weekly — как одна из самых смешных комедий последних 25 лет.
«Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» (1980)
Лучшие фильмы всех времен невозможно представить без «Звездных войн». В 2005 году журнал Total Film назвал пятую часть саги восьмой из ста лучших, в 2008-м Empire поставил его на третью строчку в списке 500. Ресурс IMDb поместил картину на 14-е место в списке 250 лучших. По информации этого сайта, фильм получил «Оскара» и 24 другие кинопремии. Все фильмы оригинальной франшизы стали культовыми, породив множество продолжений, комиксов, анимационных сериалов и книг, написанных фанатами. Но «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» режиссера Ирвина Киршнера занимает особое место в саге. Картина — классическая иллюстрация тезиса о том, что, когда фильм приобретает культовый статус, его недостатки фанаты воспринимают как достоинства. После премьеры картину ждал прохладный прием критиков, но с годами она стала одной из самых упоминаемых в учебниках сценарного искусства. Поражение положительных героев в финале и незабываемый сюжетный поворот до сих пор вызывают восторг фанатов.
«Большой Лебовски» (1998)
Среди различных типов культовых фильмов критики особо выделяют так называемые полуночные картины. Они демонстрировались в ночное время в кинотеатрах и приобрели особо фанатичную аудиторию. Голливудский фильм «Большой Лебовски» приводят в качестве примера культового полуночного кино. Это первый фильм, получивший культовый статус благодаря интернету. Он разошелся на цитаты и мемы, которые популярны среди пользователей Сети по сей день. «Большой Лебовски» породил настоящий религиозный культ, получивший название дудаизм, или чувакизм (dude с разговорного английского переводится как ‘чувак’). На основе культа сформировалась «Церковь нового чувака», последователи которой разделяют философские взгляды главного героя. В 2009 году через интернет было рукоположено 220 тысяч священников-дудаистов. С 2002 года в Кентукки, в городе Луисвилль, проводится Lebowski Fest, а кинотеатры регулярно организуют ночные просмотры картины. Так, в 2002 году в Санта-Круз ажиотаж вокруг картины был такой, что администрация показывала ее шесть недель, чтобы все желающие могли попасть в кино.
«Бешеные псы» (1992)
Тарантино приобрел статус культового режиссера с первого фильма. Каждая последующая работа Квентина также становилась событием в мировом кинематографе. У режиссера нет специального образования, но он точно знает, что необходимо для создания культового шедевра. Свои знания о кино он получал на практике, работая в видеопрокате. Каждый фильм Тарантино полон отсылок к другим произведениям кинематографа. Режиссер заявил в одном из интервью, что он крадет из всех когда-либо снятых лент. «Бешеные псы» — это дань уважения режиссера гонконгским боевикам. На съемки Тарантино получил бюджет в $1,2 млн. Фильм появился благодаря энтузиазму участников съемочной группы. Продюсером картины стал Харви Кейтель. Его имя убедило студию дать старт проекту неизвестного режиссера. В прокате картина заработала более $14 млн. Фильм разошелся на цитаты. По его мотивам создано несколько видеоигр. По данным IMDb, у картины 12 призов. Она занимает 79-е место в списке 250 лучших на сайте.
«Королевская битва» (2000)
Список культовых фильмов будет не полон без азиатского кино. Фильм вышел в прокат с самым высоким возрастным рейтингом, но это не помешало ему обрести фанатичных поклонников. В мировом кинематографе появился термин «королевская битва». Им обозначают фильмы, сюжет которых рассказывает о группе людей, убивающих друг друга в ограниченном пространстве (острове, помещении и т. д.). Интересно, что американские прокатчики десятилетие не решались на прокат ленты, опасаясь общественных последствий, поскольку в кино поднималась болезненная тема школьного насилия. В 2009 году Тарантино назвал картину в списке своих любимых. В 2010 году лента попала в список 100 из 500 лучших картин журнала Empire. По мотивам «Королевской битвы» вышли комиксы, манга, видеоигры и визуальные романы. «Голодные игры» (2012) некоторые критики сочли ремейком «Королевской битвы».
Культовыми становятся не только крупнобюджетные картины, но и низкобюджетные фильмы категории В. Нередко, провалившись в прокате, картина обретает культовый статус спустя десятилетия. В иных случаях фильм обретает невероятную популярность сразу после выхода в прокат. Каждая культовая лента становится заметным явлением в мировой культуре.