Найти в Дзене
Олег Габалов

10 Лучших фильмов, которые должен посмотреть каждый.

«Комната» (2003)

Кадр из фильма "Комната"
Кадр из фильма "Комната"

Для того чтобы стать культовой, картина не обязательно должна быть шедевром. Критики, разработавшие типологию культовых фильмов, писали о том, что культовый статус приобретают ленты, которые можно описать фразой «так плохо, что хорошо». Яркой иллюстрацией данного типа фильмов является «Комната», снятая Томи Вайсо. Он же был продюсером, автором сценария и исполнителем главной роли. Фильм получил статус худшего в истории и при этом стал культовым. В 2001 году Вайсо написал пьесу, которую не смог издать. На основе пьесы он создал сценарий, который решил реализовать на собственные средства. Производство картины обошлось в $6 млн. Вайсо купил съемочное оборудование вместо того, чтобы взять его в аренду, менял места локаций и нанял 400 человек для работы над фильмом. Готовый вариант он предложил для дистрибуции компании Paramount. Обычно принятие решения занимает недели, но Вайсо отказали в рекордные 24 часа. Несмотря на то что Вайсо арендовал рекламные площади в Лос-Анджелесе и плакат картины висел пять лет, успев стать туристической достопримечательностью, фильм провалился в прокате. IMDb поставил его на 60-е место в списке 250 провальных картин всех времен. Однако спустя несколько лет после катастрофы у фильма появились фанаты. Они создали видеоигру, основанную на сюжете «Комнаты». В 2010 году состоялось живое чтение пьесы Вайсо в культурном центре AFI Silver. Грег Систеро написал книгу «Горе-творец» (2011), а в 2016 году по ней был поставлен фильм. А в 2017 году появился мюзикл, рассказывающий предысторию картины. «Комната» упоминается в других телесериалах, фильмах и даже комиксах «Марвел» 2016 года.

«Назад в будущее» (1985)

Кадр из фильма "Назад в будущее"
Кадр из фильма "Назад в будущее"

Фантастический фильм Роберта Земекиса стал культовым благодаря ностальгии и эксплуатации ретро-эстетики 1950-х. Спустя десятилетия фанаты ностальгировали уже по 1980-м, а затем и сравнивали будущее, показанное в фильме, с реальностью. Культовости картине придает и факт того, что Роберт Земекис и Боб Гейл отказались продавать права на картину до своей смерти и не соглашаются на ее перезапуск. Интересно, что сценарий Гейла и Земекиса отклонили несколько студий, считая его слишком детским. Компании «Дисней» не понравилась идея любовной линии молодой Лорейн и Майкла. В конце концов снимать фильм согласилась Universal, а продюсером выступил Стивен Спилберг. Спецэффекты создавала студия ILM Джорджа Лукаса. Фильм получил одобрительные отзывы критиков и привлек внимание зрителей, более чем в 20 раз окупил бюджет в $19 млн. По информации IMDb, картина получила «Оскар» и 19 других призов. Ресурс поставил ее на 35-е место в перечне 250 лучших кинолент всех времен. В 2008 году картина попала сразу в несколько рейтингов: она стала десятой в списке десяти лучших фильмов фантастического жанра Американского института кинематографии, 28-й из 50 лучших картине по версии Enterteinment Weekly и 23-й в списке 50 лучших лент журнала Empire. В фильме герои упоминают президента Рейгана. Последний, в свою очередь, процитировал фразу из фильма в речи 1986 года.

«Эммануэль» (1974)

Кадр из фильма ""Эмануэль"
Кадр из фильма ""Эмануэль"

Иногда культовыми становятся эксплуатационные фильмы. «Эммануэль» — типичный пример сексплотейшн — использования темы секса в кино. Фильм основан на одноименном романе в стиле софткор — жанра на стыке эротики и порнографии. Критики негативно высказывались о картине после ее выхода в прокат. Откровенные сцены пугали прокатчиков из других стран. Понятие культового кино только зародилось в 1970-е, и одну из его функций рассматривали как переход установленных границ. «Эммануэль» прекрасно справлялась с этой функцией, став невероятно популярной среди женской аудитории. Узнав об этом факте, продюсеры Columbia решились на прокат фильма в США. Они руководствовались той логикой, что нельзя считать фильм порнографическим, если он востребован у женской аудитории. По данным IMDb, при бюджете в $500 тыс. картина собрала в мировом прокате около $100 млн. Спустя 15 лет после выхода на экраны фильм увидели зрители в СССР. Здесь лента стала по-настоящему культовой, предвестником сексуальной революции и синонимом эротики. Многих жителей Союза желание посмотреть «Эммануэль» толкало на приобретение дорогих видеомагнитофонов.

«Нападение помидоров-убийц» (1978)

Кадр из фильма "Нападение помидоров-убийц"
Кадр из фильма "Нападение помидоров-убийц"

Культовые фильмы ужасов, как правило, относятся к низкобюджетной категории В. Создатели картины поняли суть зарождающегося понятия «культовый фильм» и снимали ленту с прицелом на то, что она приобретет статус культовой. Нелепое название привело к тому, что критики посчитали лишним оставлять свои отзывы о фильме в расчете на то, что публика и так прекрасно понимает, о чем пойдет речь. Однако публике картина понравилась. Незамысловатый черный юмор в сочетании с элементами ужасов и отсылками к популярным фильмам привели публику в восторг. В результате картина имела три сиквела. Спустя 10 лет после выхода первого фильма на экранах появилось «Возвращение помидоров-убийц». Фильм стал пятым к карьере начинающего актера Джорджа Клуни.

«Безумный Макс: Дорога ярости» (2015)

Кадр из фильма "Безумный Макс: Дорога ярости"
Кадр из фильма "Безумный Макс: Дорога ярости"

Лучшие фильмы редко имеют достойное продолжение. Но «Безумный Макс: Дорога ярости» — яркий пример того, как сиквел культового фильма может сам стать культовым. Первая часть «Безумного Макса» вышла в Австралии в 1979 году. При бюджете в $300 тыс. он собрал в прокате более $100 млн, став на долгое время рекордсменом Книги рекордов Гиннесса по кассовым сборам. Фильм стал каноном картин постапокалиптического жанра. Отсылки к нему есть в ряде видеоигр, других фильмах, клипах популярных групп, а с 2010 года в Калифорнии проходит фестиваль, организаторы которого пытаются воссоздать обстановку фильма. «Безумный Макс: Дорога ярости», снятый спустя 30 лет после выхода последнего фильма трилогии, произвел настоящий фурор не только среди фанатов, но и критиков. По данным IMDb, он отмечен шестью «Оскарами» и 232 другими призами. Ресурс поставил его на 205-е место в своем перечне 250 лучших лент.

«Клерки» (1994)

Кадр из фильма "Клерки"
Кадр из фильма "Клерки"

Начинающий режиссер Кевин Смит продал коллекцию любимых комиксов, одолжил $3 тыс. у родителей, взял кредит в банке, чтобы снять свой первый фильм. На главные роли он пригласил друзей, которым не нужно было платить, и снимал по ночам в магазине, в котором работал днем. Бюджет фильма составил $27 тыс. В прокате «Клерки» заработали $3 млн, сразу попав в статус культовых. Главные герои — Джей и Молчаливый Боб — обрели множество фанатов, жаждавших видеть их приключения. По мотивам картины снято несколько продолжений, а Джей и Молчаливый Боб появлялись в качестве героев нескольких других фильмов, телешоу, анимационного сериала и комиксов. В 2000-х «Клерки» попали в топ фильмов, составленных журналом Total Film как одна из величайших комедий всех времен, журнала Empire — как один из величайших независимых фильмов и Entertainment Weekly — как одна из самых смешных комедий последних 25 лет.

«Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» (1980)

Кадр из фильма "Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар"
Кадр из фильма "Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар"

Лучшие фильмы всех времен невозможно представить без «Звездных войн». В 2005 году журнал Total Film назвал пятую часть саги восьмой из ста лучших, в 2008-м Empire поставил его на третью строчку в списке 500. Ресурс IMDb поместил картину на 14-е место в списке 250 лучших. По информации этого сайта, фильм получил «Оскара» и 24 другие кинопремии. Все фильмы оригинальной франшизы стали культовыми, породив множество продолжений, комиксов, анимационных сериалов и книг, написанных фанатами. Но «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» режиссера Ирвина Киршнера занимает особое место в саге. Картина — классическая иллюстрация тезиса о том, что, когда фильм приобретает культовый статус, его недостатки фанаты воспринимают как достоинства. После премьеры картину ждал прохладный прием критиков, но с годами она стала одной из самых упоминаемых в учебниках сценарного искусства. Поражение положительных героев в финале и незабываемый сюжетный поворот до сих пор вызывают восторг фанатов.

«Большой Лебовски» (1998)

Кадр из фильма "Большой Лебовски"
Кадр из фильма "Большой Лебовски"

Среди различных типов культовых фильмов критики особо выделяют так называемые полуночные картины. Они демонстрировались в ночное время в кинотеатрах и приобрели особо фанатичную аудиторию. Голливудский фильм «Большой Лебовски» приводят в качестве примера культового полуночного кино. Это первый фильм, получивший культовый статус благодаря интернету. Он разошелся на цитаты и мемы, которые популярны среди пользователей Сети по сей день. «Большой Лебовски» породил настоящий религиозный культ, получивший название дудаизм, или чувакизм (dude с разговорного английского переводится как ‘чувак’). На основе культа сформировалась «Церковь нового чувака», последователи которой разделяют философские взгляды главного героя. В 2009 году через интернет было рукоположено 220 тысяч священников-дудаистов. С 2002 года в Кентукки, в городе Луисвилль, проводится Lebowski Fest, а кинотеатры регулярно организуют ночные просмотры картины. Так, в 2002 году в Санта-Круз ажиотаж вокруг картины был такой, что администрация показывала ее шесть недель, чтобы все желающие могли попасть в кино.

«Бешеные псы» (1992)

Кадр из фильма "Бешеные псы"
Кадр из фильма "Бешеные псы"

Тарантино приобрел статус культового режиссера с первого фильма. Каждая последующая работа Квентина также становилась событием в мировом кинематографе. У режиссера нет специального образования, но он точно знает, что необходимо для создания культового шедевра. Свои знания о кино он получал на практике, работая в видеопрокате. Каждый фильм Тарантино полон отсылок к другим произведениям кинематографа. Режиссер заявил в одном из интервью, что он крадет из всех когда-либо снятых лент. «Бешеные псы» — это дань уважения режиссера гонконгским боевикам. На съемки Тарантино получил бюджет в $1,2 млн. Фильм появился благодаря энтузиазму участников съемочной группы. Продюсером картины стал Харви Кейтель. Его имя убедило студию дать старт проекту неизвестного режиссера. В прокате картина заработала более $14 млн. Фильм разошелся на цитаты. По его мотивам создано несколько видеоигр. По данным IMDb, у картины 12 призов. Она занимает 79-е место в списке 250 лучших на сайте.

«Королевская битва» (2000)

Кадр из фильма "Королевская битва"
Кадр из фильма "Королевская битва"

Список культовых фильмов будет не полон без азиатского кино. Фильм вышел в прокат с самым высоким возрастным рейтингом, но это не помешало ему обрести фанатичных поклонников. В мировом кинематографе появился термин «королевская битва». Им обозначают фильмы, сюжет которых рассказывает о группе людей, убивающих друг друга в ограниченном пространстве (острове, помещении и т. д.). Интересно, что американские прокатчики десятилетие не решались на прокат ленты, опасаясь общественных последствий, поскольку в кино поднималась болезненная тема школьного насилия. В 2009 году Тарантино назвал картину в списке своих любимых. В 2010 году лента попала в список 100 из 500 лучших картин журнала Empire. По мотивам «Королевской битвы» вышли комиксы, манга, видеоигры и визуальные романы. «Голодные игры» (2012) некоторые критики сочли ремейком «Королевской битвы».

Культовыми становятся не только крупнобюджетные картины, но и низкобюджетные фильмы категории В. Нередко, провалившись в прокате, картина обретает культовый статус спустя десятилетия. В иных случаях фильм обретает невероятную популярность сразу после выхода в прокат. Каждая культовая лента становится заметным явлением в мировой культуре.