Альтернативный гитарный строй «Open G» широко известен и относится к семейству так называемых «открытых строёв», в которых открытые струны инструмента составляют не слишком замысловатый аккорд (в данном случае — аккорд G, соль мажорное трезвучие), что сразу же делает очень удобной игру в основной тональности настройки (в данном случае G-dur, соль мажор), хотя по-прежнему позволяет играть в целом ряде тональностей.
Самый прямолинейный способ получения «выгоды» от любого открытого строя — использовать некоторые открытые струны в качестве фона или бурдона, что позволяет делать красивые связки аккордов и получать «продолжительные» созвучия. Кроме того, в открытых строях очень удобно использовать приёмы слайд-гитары и натуральные флажолеты.
Итак, строй Open G — это DGDGBD (струны перечислены от шестой к первой) — практически русская семиструнная гитара без пятой струны. Настройка струн 2, 3 и 4 совпадает со стандартным строем, а все остальные струны (6, 5 и 1) — на тон ниже. Традиционно считается, что этот строй очень удобен как минимум для аккомпанемента.
В этом строе играют многочисленные фолк-гитаристы, а из известных имён — Александр Розенбаум и даже гитарист Rolling Stones — Keith Richards, который снимает шестую струну с целью получить удобный тонический бас на последней по счёту струне (пятой — соль).
Интервальный состав строя Open G можно наглядно себе представить так, как будто на гитаре постоянно прижат аккорд А (если не учитывать фактическую высоту звучания):
Целью небольшого «исследования» ниже является сравнение аппликатурных возможностей стандартного строя и строя Open G, касающееся универсальных аппликатур мажорных и минорных трезвучий, применительно по большей части к пальцевому стилю игры.
А именно, рассмотрим исключительно четырёхзвучные аппликатуры без открытых струн, которые можно беспрепятственно двигать по грифу.
Аккордовые схемы ниже не будут содержать номеров ладов, подразумевая, что все рассматриваемые аккорды можно взять на любом ладу гитары. Схема слева отражает аппликатуру стандартного строя, схема справа — аппликатуру в Open G. Струны, на которых нет прижатых звуков, не используются.
Мажорное трезвучие с основным тоном в басу на пятой струне, форма «А»:
Минорное трезвучие с основным тоном в басу на пятой струне, форма «А»:
Мажорное трезвучие с основным тоном в басу на шестой струне, форма «Е»:
Минорное трезвучие с основным тоном в басу на шестой струне, форма «Е»:
Мажорное трезвучие с основным тоном на пятой струне в форме «С». Это две аппликатуры стандартного строя, которые невозможно взять в строе Open G:
Мажорное и минорное трезвучия с основным тоном на четвёртой струне в форме «D»:
Мажорное и минорное трезвучия с основным тоном на четвёртой струне в форме «E»:
Итак, небольшие итоги по мажорным и минорным трезвучиям в четырёхголосии (универсальным аппликатурам), с основным тоном в басу и удвоением основного тона: счёт 16:11 в пользу стандартного строя.
Безусловно, можно поискать подобные универсальные аппликатуры, которые будут удобными в Open G, но невозможными или неудобными в стандартном строе. Первый пример, который приходит в голову — малый мажорный септаккорд в форме «E» с основным тоном на четвёртой струне (взятый без пропусков и удвоений):
Пожалуйста, пишите в комментариях, если обнаружили ошибки. Продолжение, возможно, следует, если статья получит благоприятные отклики и дочитывания... Читайте также: