Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Стержень духовной жизни

На канал «Киберпоп» поступали самые разные вопросы. И нередко не просто о наболевшем, а о том, что лежит в основе. Например, был интересный вопрос от одной подписчицы о стержне духовной жизни. Цитирую: «Судя по Вашей кибердеятельности, Вы довольно демократичны, свободны, незашорены. Кто-то может даже сказать, что слишком демократичны. С Вами интересно общаться и людям, далеким от Церкви. В общем, „покайся, окаянный“ — это не Ваш стандартный ответ на людские проблемы. И в то же время Вы не из современных попов, которым догматы и уставы не писаны. Вы не на потребу публикуете ролики, а по своим убеждениям. Есть у Вас твердость и стержень веры, который требует постоянного труда. Я имею в виду отношение к службе, отпуск, который для пользы души проводите, и тому подобное. То есть при наличии главного, того самого стержня, Вы можете позволять себе некую свободу мыслей и действий. Что же необходимо не упустить простому христианину, чтобы у него образовался такой стержень? Какие, казалось бы, мелочи важны? Вопрос для меня важный, так как имею дело с людьми: катехизация, беседы с больными, просто со знакомыми, интересующимися Православием. Меня эти люди часто хвалят, что я не такая, как те суровые тетки, а живая и веселая. Может, надо вести себя более „православно“?»

Конечно, мне было приятно читать такой вопрос. Ответил я так: «Очень хорошо Вы отозвались, мне прямо бальзам на душу. „…При наличии главного, того самого стержня, Вы можете позволять себе некую свободу мыслей и действий“. Наверное, да. Просто масштабы и рамки у меня широкие. Но при этом за православные догматы и каноны я стою насмерть, не уступая. В этом отношении у меня жестко, и эта мягкость лишь видимая. Я похож на ваньку-встаньку, которого можно наклонять в разные стороны, но центр тяжести всегда возвращает его в прямое положение. Как только ослабите хватку, он — раз, и встает обратно. Приблизительно так же и у меня. То есть меня можно временно чуть-чуть куда-то поджать, и я поддаюсь. Почему поддаюсь? Потому что я всегда сомневаюсь. Верующий человек — это очень сомневающийся человек, на мой взгляд. Но сомневаюсь я не в вере, не в Боге. Я сомневаюсь в себе и в правильности моего понимания. А правильно ли я вижу? Может быть, здесь мое искажение какое-то, то есть я сомневаюсь не в Боге, а в моем восприятии Его. А вдруг я что-то не так понимаю? Поэтому я податливый в этом отношении. Но какой-то „центр тяжести“ есть у меня, и он все время возвращает в нужное положение. Вы спрашиваете, что необходимо не упускать простому христианину, чтобы в нем образовался такой стержень? Это Христос. И это не мелочь, а, наоборот, самое главное. Знать и любить Христа — это и есть главное. Когда Вы знаете Христа, то остальное начинает уже выстраиваться вокруг этого. Потому что Христос — это камень, на котором зиждется все. Он есть путь, истина и жизнь, Он — лоза, а мы — ветви. Он — основание всего, другого нет. И когда Его знаешь и Его всегда перед собой имеешь, то остальное само собой понимается. Это как раз не мелочи, это и есть самое главное. Вот эти „мелочи“ как раз важны, а остальное все практически не имеет никакого значения. Все остальное — это из области прилагаемого. Христос говорил: „…и это все приложится вам“ (Мф. 6:33)».