Найти тему
16,4K подписчиков

Этапы духовной жизни

896 прочитали

Многие верующие, крестившиеся в сознательном возрасте, отмечают, что после Таинства Крещения испытывают особое благодатное чувство. И очень расстраиваются, когда через некоторое время оно уходит. Их беспокоит, вернется ли оно, и страшит мысль, что этого может не случиться.

Почему же так происходит?

Дело вот в чем. Когда человек принимает Крещение осознанно, когда действительно он не просто так пришел покреститься, а пропустил это через себя, то на самом деле он приходит к Богу. На самом деле принимает Крещение, входит в благодатную жизнь Церкви, реально входит. Конечно, Господь ниспосылает ему Свою Божественную благодать. Бывает так, что ребенком человека покрестили, и он потом, уже взрослым, придя в Церковь, чувствует, как его эта Божественная благодать «накрывает». Он воцерковляется, и тогда с ним это случается.

Человек воспринимает эту Божественную благодать как начало своей духовной жизни, и, по сути дела, так и есть. Но дальше он делает неправильные выводы. Ему кажется, что если у него такое прекрасное начало, то дальше будет еще лучше. Когда он будет познавать церковную жизнь, читать святых отцов, изучать последовательность литургии, церковные песнопения, научится разбираться во всем, — человек считает, что ему будет радостнее и он будет чувствовать себя еще прекраснее. Но получается немного наоборот: чем больше человек погружается в познание, тем меньше у него этого благодатного чувства. Он остается один на один со своими грехами, немощами, слабостями, недостатками, начинает барахтаться во всем этом. Он старается удержать эту Божественную благодать, но она уходит как сквозь пальцы вода. Человек начинает паниковать, суетиться. Ему кажется, что он что-то делает неправильно.

Уходит Божественная благодать, но это правильно, это нормально. Господь человеку сначала на первом этапе его церковной, духовной жизни дает обилие Своей Божественной благодати, но это — не первая ступенька духовной лестницы, а скорее последняя. То есть Господь как бы ставит человека в конец духовного пути, чтобы человек там «постоял» и насладился этой жизнью, почувствовал ее, полюбил. А потом Он возвращает человека на его же место, где он и должен находиться в соответствии со своим духовным состоянием. Потому что этот аванс не по заслугам был дан человеку, а просто от милости Божьей и щедрот Божьих. Потом Господь ему как бы говорит: «Ну как? Понял? Утешился, успокоился, разобрался, почувствовал вкус? Все, давай теперь сам». Берет человека и ставит на его место, где он и должен быть. Тот начинает плакать, как дите малое: «Боженька, что ж такое! Мне так хорошо было, а Ты меня всего этого лишил. Ну-ка, давай-ка меня назад! Как же так, куда оно делось?»

Господь же наставляет, что надо трудиться, чтобы вернуть это «хорошо». Теперь человек знает направление, в каком ему нужно двигаться. И начинаются будни — тяжелые, серые, трудные. Но такова духовная жизнь. По временам Господь утешает человека, дает ему снова Своей Божественной благодати, духовную радость, поддержку, подкрепление. Человек почувствует, что Господь о нем помнит, и тогда утешится, взбодрится — и снова за работу. Вот так духовная жизнь и идет. Если она будет идти успешно и активно, то вполне может быть, что человек достигнет того, что Господь дал ему вначале, и даже превзойдет, но это большой труд.

Чтобы лучше это себе представить, можно посмотреть начало истории Церкви, почитать Деяния апостолов — вот где обилие духовных дарований. Дух Святой просто изливался на всех подряд, и все вдохновлялись и горели духом. Понимали языки — ангельские языки, не только человеческие. Чудеса совершали, пророчествовали. Когда читаешь Деяния святых апостолов, диву даешься: там все буквально были исполнены Духа Святаго. А потом наступает период некоего голода, период тяжелый. Вся история Церкви в принципе по такой же схеме развивается.

В качестве образа — Израиль древний, бывший в египетском рабстве, выходит из рабства, переходит через Чермное море по дну, когда море расступилось. Проход Израиля через море — это прообраз Крещения. Человека крестят водой, вот и Израиль, проходя через море, крестится, а в этой воде погибает фараоново войско, которое хотело уничтожить народ. Фараоново войско — это образ грехов наших, страстей и так далее. Человек, через воду Крещения проходя, очищается от греха. Что было у Израиля после того, как они через Чермное море перешли, когда воды моря захлопнулись и войско погибло? «Радость велия», ликуют, празднуют люди. Они ясно увидели, как Господь сильною и крепкой рукой спас их от неминуемой гибели. Народ торжествовал, ликовал, но прошло какое-то время, торжества закончились. Они увидели, что находятся в пустыне, а не в Земле обетованной. Море-то они перешли, и Господь их спас, а дальше что? Кушать, пить хочется, а ты находишься в пустыне. И началось! Ропот, тяжесть, солнышко греет, песочек жжет. В общем, несладко. Путешествие Израиля по пустыне — что-то вроде нашего духовного пути. Крещение мы прошли через Чермное море, а потом нас встретила пустыня — наша жизнь. В этой жизни мы получаем Закон Божий на Синайской горе, заповеди Божьи и питаемся манной небесной, но это уже Причастие. А идем мы куда? Идем в Землю обетованную. Израиль шел в Землю обетованную, в Ханаанскую землю, туда, где сейчас государство Израиль, а мы идем в духовное Царство Божие. Такой вот образ.

   Многие верующие, крестившиеся в сознательном возрасте, отмечают, что после Таинства Крещения испытывают особое благодатное чувство. И очень расстраиваются, когда через некоторое время оно уходит.