Найти в Дзене
Вижу красоту

В содружестве с Кандинским

Сегодня поутру увидел в социальных сетях на страницах Государственного Эрмитажа объявление о начале он-лайн экскурсий по выставке «В содружестве искусств». К 275-летию основания Императорского фарфорового завода: «приглашаем Вас посмотреть наши эфиры 6 и 7 апреля в 13:00, посвященные масштабной выставке фарфора, представленной в Гербовом и Пикетном залах». Этот анонс напомнил о моей небольшой причастности к этому проекту. Работая в Государственном музее керамики в Кусково в апреле 2019 года, я составлял каталожное описание на чашку с блюдцем по эскизу Василия Кандинского, для публикации в каталоге выставки.

По концепции куратора выставки Анны Владимировны Ивановой, заведующей Отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа, развиваясь в русле приходящих европейских стилей, фарфор императорского завода создавался «в содружестве искусств», воплощая идеи мировой культуры в области скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства. Экспозиция была организована как ретроспектива изделий первого в России Императорского фарфорового завода, основанного императрицей Елизаветой Петровной в 1744 году, завода – где был раскрыт секрет фарфора и налажено его производство из отечественных материалов. Прославили завод художественные изделия по заказам Высочайшего двора. Являясь собственностью семьи Романовых, завод стал гордостью и национальным достоянием России. Фарфор Императорского завода украшал резиденции царской семьи, служил важнейшим церемониям, преподносился в качестве дипломатических даров, участвовал в международных выставках. Более 400 фарфоровых произведений, созданных мастерами завода с момента его основания до наших дней представляют фарфор барокко, классицизма, ампира, стилей историзма и модерна, русского авангарда и советской агитации.

В мою задачу входило проверить все сведения, составить список участия чашки с блюдцем по эскизу Василия Кандинского в международных выставках, привести точную библиографию, написать аннотацию. Так как предметы активно выставлялись и публиковались, атрибуция не требовалась и в качестве комментария я привёл цитату:

В содружестве искусств». К 275-летию основания Императорского фарфорового завода: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2019. – 392 с.: ил. – (Поднесение к Рождеству).
В содружестве искусств». К 275-летию основания Императорского фарфорового завода: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2019. – 392 с.: ил. – (Поднесение к Рождеству).

Из Управления Научно-художественных учреждений в дирекцию Государственного фарфорового завода в Петрограде в 1922 году поступали письма с просьбой «принять меры к выпуску посуды с рисунками Кандинского». Эскизы Василия Кандинского были переданы для воспроизведения на фарфоре заводам Новгороде и Дулёве. Цена фарфора с росписью по эскизам Кандинского была в то время достаточно высока: чашка с блюдцем стоила 4.000.000 руб. (в денежных знаках 1922 года). Источник информации: Государственный фарфоровый завод. 1904–1944 / Т. Н. Носович, И. П. Попова. Под научной редакцией В. В. Знаменова. – СПб: Издательская группа «Санкт-Петербург Оркестр», 2005. – 752 с., ил. – С.187.

В собрании «Музея Императорского фарфорового завода», отдела Государственного Эрмитажа, сохранились эскизы Василия Кандинского к «кусковским» чашки с блюдцем, и аналогичного рисунка росписи сливочника, сахарницы и полоскательницы. В каталоге выставки «В содружестве искусств» Анна Владимировна Иванова указывает:

В 1911 году В. В. Кандинский писал об искусстве как о двигателе духовной жизни: «Живопись – искусство, а искусство вообще не есть бесцельное создание вещей, растекающихся в пустоте, но есть сила и власть, полная целей, и должно служить развитию и утончению человеческой души, движению треугольника» (Кандинский В. О духовном в искусстве. – Л., 1990. – С. 63.). В рассуждениях о языке красок он придавал особое значение белому цвету, как символу «мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции <...>. Белое звучит подобно молчанию, которое может быть вдруг понято <...> как <...> ничто, предшествующее началу, рождению. Быть может, так звучала земля в белые периоды льдов» (Там же. – С. 46.). Живописные композиции Кандинского, ищущего «живописного всеединства», в 1919–1921 годах часто появляются изображёнными на светлом фоне (Василий Кандинский и Россия // Альманах. Государственный Русский музей. – СПб., 2016. – Выпуск № 482. – С. 18). В 1921 году художник создаёт несколько проектов абстрактных росписей для посуды из белого фарфора. Пять листов с проектами росписей для чайного сервиза были исполнены для ГФЗ (в коллекции заводского музея сохранились три листа – эскизы чашки с блюдцем, полоскательной чаши и сливочника). Рисунки представленного на выставке эскиза для чашки, ручки, донца и блюдца были воспроизведены на чашке с блюдцем (кат. 115). Оригинальная концепция живописи Василия Кандинского, «опираясь на природные начала и как бы находя способ жизни органических форм в новых условиях беспредметности», в упрощённых для фарфора композициях, скомпонованных из разноцветных геометрических фигур, волнистых и изогнутых линий, параллельных полос на белом фоне, передаёт идею «синтеза мира, собирание духа и материи» (Сарабьянов Д. Русский авангард перед лицом религиозно-философской мысли // Вопросы искусствознания. 1993. № 1. – С. 312–313). Чашки с блюдцами без названия по рисунку Кандинского выпускались в 1921–1923 годах, чашки с блюдцами «Городок» по рисунку Кандинского выпускались в 1922–1923 годах.

Чашка с блюдцем по эскизу Василия Кандинского на выставке «В содружестве искусств»
Чашка с блюдцем по эскизу Василия Кандинского на выставке «В содружестве искусств»

Примечание: публикация в Госкаталоге фотографий чашки с блюдцем из собрания Государственного музея керамики Кусково и фотография витрины выставки «В содружестве искусств» представляет блюдце перевёрнутым относительно авторского замысла Василия Кандинского. В каталоге выставки рядом с эскизом опубликована «правильная» фотография.

Чашка с блюдцем с абстрактными композициями по эскизу Василия Кандинского. ГФЗ. 1923 год. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 10834/2. Источник: каталог выставки «В содружестве искусств»
Чашка с блюдцем с абстрактными композициями по эскизу Василия Кандинского. ГФЗ. 1923 год. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 10834/2. Источник: каталог выставки «В содружестве искусств»

Каталожные данные:

Эскиз декора для чашки с блюдцем

Кандинский, Василий Васильевич (1866–1944)

РСФСР. 1921

Бумага, карандаш, тушь, перо, акварель

29,9х22,1 см

Инв. № Мз-Г-25

Государственный Эрмитаж. Коллекции Музея Императорского фарфорового завода

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=11107100

Чашка с блюдцем с абстрактными композициями. 1923 год

Рисунок: 1921 год

Автор композиции: Кандинский Василий Васильевич (1866–1944)

Фарфор; надглазурная полихромная роспись

Источник и дата поступления: из Политехнического музея в 1935 году

Местонахождение: ГБУК г. Москвы Музей-усадьба «Кусково» / бывший Государственный музей керамики в Кусково

ГМК Инв. № ФР 10834/2 КП 19951/2

Чашка с абстрактной композицией

Высота 5,0 см

Марка: надглазурно от руки синим: серп и молот, часть шестерни / 1923.

Метка: надглазурно от руки синим: № 448/26.

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15738990

Блюдце с абстрактной композицией

Диаметр 14,6 см

Марка: подглазурно по трафарету зелёным: Н II под короной / 1914;

надглазурно от руки синим: серп и молот, часть шестерни / 1923.

Метка: надглазурно от руки синим: № 448.

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15739006

Публикации:

– Revolutionary Ceramics: Soviet Porcelain. 1917–1927 / by Nina Lobanov-Rostovsky. – London: Studio Vista, 1990. – 160p., 200 ill. – Р. 129, № 155.

– De Grote Utopie: De Russische Avant-Garde 1915–1932. – Amsterdam: Stedelijk Museum, 1992. – 871 p.: ill. – Cat. № 563.

– Русский фарфор. 250 лет истории. Каталог / Сост. Л. Андреева. – М.: Авангард, 1995. – T. 1. – 200 с.: ил. С. 147, ил. № 183. – T. 2. – 96 с. – С. 67, кат. № 2162.

– Kaneko, Kenji and Kiyomi Nitta. Roshia avangyarudo no togei: modan dezain no jikken. Russian Avant-Garde Ceramic Art / With catalogue entries by Marianna Bubchikova and Elvira Sametskaia. – Tokyo: NHK Puromoshon, 2003. – 184 p.: ill. – P. 54-55 (ill.), p. 165, cat. № 50.

– Русский музей представляет: Василий Кандинский и Россия / Альманах. Вып. 482. – СПб.: Palace Edition, 2016. – 176 с.: ил. – С. 163, кат. № 200 (ил.).

– Vanguardia Rusa: el vértigo del futuro / Русский авангард: головокружение будущего / [Consejo nac. para la cultura y las artes, Inst. nac. de bellas artes y lit.; textos Sergio Raúl Arroyo et al; trad. Rina Ortiz]. – México: Museo del Palacio de bellas artes, cop. 2015. – 500 p.: ill. – P. 358 (ил.), p. 464, cat. № 133.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту

#ясчастлив