IDDQD, WhosYourDaddy, HESOYAM — коды, которые помнит каждый подросток девяностых и начала нулевых. Изначально читы создавались для тестирования игр, но постепенно информация утекла к пользователям, которые стали использовать их для забавы. С бессмертием, всем оружием и бесконечными боеприпасами даже самый хардкорный шутер превращался в веселую и безумную стрелялку.
Культура чит-кодов существует и сегодня, но как минимум в сетевых играх слово «читы» сменило оттенок — о них теперь принято говорить в контексте жульничества и создания дискомфорта другим игрокам. Геймеров, использующих запрещенное программное обеспечение, никто не любит и не уважает. Впрочем, как и авторов софта, которые вредят всей индустрии. С последними активно борются во всем мире разработчики и издательства, в том числе прибегая к помощи правоохранительных органов.
Кто использует читы?
В 2018 году портал Irdeto провел опрос среди 9,4 тыс. человек в Китае, Германии, Японии, Южной Кореи, Великобритании и США. Из них только 54% заявили, что никогда не пользовались читами. 12% человек хотя бы раз включали запрещенные программы, еще 13% делают это время от времени. Совсем небольшой процент играет с читами регулярно.
Кто эти люди? Геймеры самых разных социальных статусов и возрастов, а не только школьники. Среди читеров есть и взрослые люди, у которых нет времени на тренировки, и профессиональные тролли, которые с помощью читов издеваются над другими игроками.
На нечестной игре попадались даже стримеры и профессиональные киберспортсмены. В 2019 году геймера из Южной Кореи с ником KiD x забанили за использование Aimbot (самонаведение прицела) прямо на трансляции Twitch.tv. До того, как парень включил читы, он входил в топ-200 лучших игроков региона. Похожая ситуация произошла со стримером Entzy. Его аккаунт в Apex Legends заблокировали спустя два часа после запуска трансляции за применение читов. И таких примеров можно набрать десятки.
Какие бывают читы?
Бесплатные, платные, приватные и уникальные. Первые свободно распространяются в интернете, однако их так же легко обнаружить. Вторые сделаны более качественно, но стоят денег. Цена за ежемесячную подписку варьируется от 200 до 2 тыс. рублей и выше. Третьи доступны узкому кругу клиентов, но обходятся еще дороже. Четвертый тип самый редкий. Уникальные читы разрабатывают под личные запросы и могут стоить от 1000 долларов и до бесконечности.
Главное заблуждение — все читеры обитают в PvP. Наблюдение за сообществами читеров показывает, что многие играют с читами в PvE: как для себя, так и для буста других игроков. С точки зрения администрации игры, такие читеры не менее вредны: за прохождение PvE полагаются редкие вещи и достижения, поэтому нечестно, когда кому-то они достаются намного проще.
У читов есть общий функционал, который может различаться настройками. В шутерах это Aimbot (автоприцеливание), визуальные Wallhack и Radarhack (позволяет смотреть сквозь стены и показывает расположение противника на радаре), RCS (контроль разброса пуль при стрельбе). Есть и античитерские опции для случаев, если вы попались в матче против такого же нечестного игрока. В MOBA, в основном Dota 2, программы включают скрипты на героев и предметы, ботов, а также визуальный функционал (отдалить камеру, подмечать телепорты противников по всей карте и убийства лесных крипов).
Пользоваться читами безопасно?
В первую очередь под угрозу попадает ваш аккаунт со всем добром. Цифровые награды копятся годами, многие из них приобретаются за время специальных акций. Если вас поймали на использовании читов, вы моментально лишаетесь всего, что есть на учетной записи. Причем это касается не только основного, но и всех прочих аккаунтов. Блокировку можно оспорить, но, как правило, это бессмысленно. Из-за огромного вреда, который читеры наносят игре, компании ведут политику нулевой терпимости по отношению к читерам.
Кроме того, никто не гарантирует, что под видом читов вы не получите архив с троянами и прочими вирусами. В таких случаях под угрозой оказываются личные данные, хранящиеся на компьютере (логины, пароли, финансовая информация и многое другое). YouTube-блогер Warface Дмитрий Крымский показывал в одном из видео, как создатели софта дурят покупателей. В MY.GAMES изучили программы, которые упоминались в ролике, и вместо читов обнаружили зоопарк вирусов.
Что делают разработчики для борьбы с читерами?
Создают свои античиты или используют уже готовые решения для своих игр. Так, например, Ubisoft и Electronic Arts сотрудничает с разработчиками Easy Anti-Cheat. В CS:GO и Dota 2 работает Valve Anti Cheat (VAC), в Warface — система MRAC.
Компании-разработчики регулярно блокируют аккаунты читеров. Так, например, авторы Apex Legends прикрыли более 770 тыс. учетных записей за первые три месяца после релиза королевской битвы. В Warface ежемесячно удаляют по 18-20 тыс. аккаунтов пользователей. Последние также публикуютподробную статистику по блокировкам и жалобам для сравнения. Сделать вывод об эффективности античита можно тогда, когда динамика репортов совпадает с динамикой банов, отмечают разработчики. Только при росте они демонстрируют возросшую активность мошенников и соответственно увеличение количества банов, а при падении — снижение их численности.
Однако нужно понимать, что цифры по закрытым аккаунтам в Apex и Warface не приравниваются к количеству нарушителей. Запрещенными программами пользуется небольшой процент игроков. Но именно их учетные записи регулярно банят, после чего они идут заводить новые. У пользователей может сложиться ощущение, будто читеров много, но на самом деле это одни и те же люди.
Впрочем, борьба с читерами зависит не только от защитных программ. Не менее важную роль играют сотрудники техподдержки и юристы. Первые способны оперативно обрабатывать запросы пользователей и банить места распространения запрещенного ПО, вторые начинают судебные разбирательства с площадками и производителями читов.
У меня такие читы, что никто не поймает!
Вопрос времени. Сейчас в мире нет ни одной компании, которая бы не занималась улучшением античитерских систем. Если ваш аккаунт по-прежнему не заблокировали, еще не значит, что так будет всегда. Однажды этот день наступит.
Использование запрещенного ПО — огромная проблема всей индустрии. От действий его пользователей страдают обычные игроки, а вместе с ними и студии. Если они не справляются с наплывом читеров, то из игры уходит платежеспособная аудитория. Вместе с этим страдает и репутация компании. На ее восстановление уйдет время и далеко не факт, что раздосадованные игроки вновь поверят в разработчиков и вернутся.
Для людей, которые хотят стать киберспортсменами или стримерами, невинная шалость в юном возрасте может обернуться катастрофой в будущем. Если вы считаете, что никто не узнает о вашем прошлом, то глубоко заблуждаетесь. Любая история со временем всплывает, а если вы личность известная, поверьте, желающих покопаться в вашем белье будет много. В индустрии так выстроены отношения, что никто не хочет иметь дело с читерами, и в случае промашки получить второй шанс вам вряд ли удастся. И неважно, касается ли дело запрещенных программ, или договорных матчей. Хотите чего-то добиться — играйте честно.