О перспективах и мерах властей рассказал глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников в рамках проекта «Антихрупкость» бизнес-школы СКОЛКОВО.
Предвидеть кризис, в который сейчас вступила Россия, было невозможно, так же как пока нельзя просчитать всех его последствий. Поддержка бизнеса и занятости сразу оказалась в фокусе внимания властей, но убытки придется разделить всем, а потенциал ослабления налоговой нагрузки исчерпан. Предпринимателям не надо унывать и важно перестроиться на работу в условиях санитарных ограничений, которые могут быть продлены и дальше.
О начале кризиса
Конечно, нельзя сказать, что мы ожидали такую ситуацию, прогнозировали, предвидели. Наверное, мало кто мог это предугадать. Вопрос в том, как мы действуем в ситуации, которая сложилась и которая по-прежнему несет очень много неопределенностей.
К сожалению, сейчас ситуацию определяют ограничительные карантинные меры, и для экономики это главный антидрайвер.
Традиционно в споре между деньгами и санитарно-эпидемиологическим благополучием приоритет отдается второму. С этой точки зрения, все остальные затраты вторичны. Мы должны это осознавать, это абсолютно бесспорный и сознательный выбор общества.
Другой вопрос, что даже в этих краткосрочных стратегиях мы должны максимально постараться нивелировать краткосрочные последствия. При этом мы должны понимать, что столкнулись с кризисом с двух сторон: все карантинные мероприятия, с одной стороны, внутри страны (и они ограничивают экономическую активность), а с другой стороны — весь мир так делает.
В каждой отрасли — своя динамика. Мы понимаем, что ситуация после снятия ограничительных мер будет тоже непростая. И говорить, что мы сейчас переживаем мощное закрытие, после которого будет мощное открытие — самонадеянно.
Закрытие будет, а открытие будет постепенным.
Если сейчас сэкономить на антикризисных мерах, то восстановление может быть гораздо более тяжелым. Но если реализовать уже принятые и последующие меры, выход из кризиса может стать относительно мягким.
Возникающие из-за кризиса убытки придется распределять равномерно между бизнесом, бюджетом, банками — всеми участниками экономической деятельности. Никто в одиночку их вынести будет не в состоянии.
У предпринимателей образуется большой объем убытков, и оставлять их один на один с ними невозможно. Мы бы просто потеряли малый и средний бизнес, который выращивали. Предприниматели — это тот инвестиционный капитал, в который страна инвестировала последние 10-15 лет.
Надо в первую очередь сохранить этот предпринимательский пласт, коллективы. В то же время понятно, что убытки в какой-то части придется нести всем.
О налогах
В плане налогов мы пошли по логике отсрочки, но понимаем, что к этому вопросу придется вернуться. Тех мер, которые мы приняли — их явно не хватит.
Что касается освобождения от налогов — чтобы решать такие вопросы, нужно понимать ситуацию в целом, ситуацию в бюджете, доходы которого резко упали. Пока сложно принимать любые решения в налоговой сфере, помимо тех, что уже приняты. Кроме, возможно, каких-нибудь отсрочек.
Сейчас тот, скажем так, пакет возможностей, который копился для изменения налогов — он, скорее всего, реализован. Я думаю, реализован практически полностью.
О приоритетах властей
Самая большая зона риска для нас — это малый и средний бизнес, сокращения, безработица. Именно это сейчас в фокусе нашего внимания.
Внутри правительства есть общее понимание, что сейчас не время урезать бюджетные расходы и пора их переориентировать. В это непростое время бюджетный спрос будет поддерживаться. Накопленные резервы как никогда кстати.
Бюджетные расходы будут тем якорем, который в том числе будет держать экономику.
Что касается возможности прямых субсидий малому бизнесу, как это сделано в других странах — правительство такой вариант обсуждает, но решений на этот счет пока нет.
Меры очень дорогие. Точки в этих дискуссиях не поставлены. Давайте посмотрим, как в ближайшее время будет развиваться ситуация.
Утвержденный властями список приоритетных отраслей не является догмой и может дополняться. Власти ориентированы на принятие в первую очередь отраслевых антикризисных мер, а не поддержки отдельных компаний. Какие-то сектора у нас сократятся, и мы должны готовиться к этому и управлять этим.
Тем не менее правительство намерено отслеживать положение дел в системных компаниях с большой выручкой и занятостью, чтобы у них не возникало проблем.
Нам очень важно, чтобы там были рабочие места, чтобы они не сокращались, чтобы цепочки кооперации не рвались, потому что это значительный пласт нашей экономики.
Об онлайне
Кризисная ситуация, в которой мы оказались, существенно изменит вообще понимание структуры экономики, особенно в части развития онлайн-бизнесов и цифровизации.
Дистанционка: она сейчас стремительно разворачивается. И она не свернется до того уровня, как была.
Мы увидим очередной всплеск юберизации отдельных отраслей. Все эти карантинные меры — они так или иначе все равно туда сдвигают бизнес. С одной стороны, это создает проблемы, с другой — дает возможности, как и любой кризис.
Я сильно рассчитываю, что нынешняя ситуация окажет влияние на цифровизацию, в том числе и взаимодействие государства с гражданами, государства с бизнесом, бизнеса с гражданами, бизнеса с бизнесом и так далее. Мы за это время пройдем тот путь, который в обычных условиях шли бы пять лет.
О карантине и адаптации
Очень важно не поддаться настроению, а оно наверное у всех такое немножко алармистское, и не начать рубить шашкой.
Бизнесу не следует впадать в психоз из серии «давайте все закрываем, садимся дома и все, жизнь закончилась ». Нет, предприятия продолжают работать!
Мы не должны поставить экономику на стоп. Надо все-таки, понимая приоритетность здоровья людей, искать компромиссы. Чтобы соблюдать санэпидтребования, но при этом работать в новых условиях.
Ведь, может быть, в какой-то части ограничения останутся на чуть большее время. Например, в плане перемещений.
Это новая реальность, к которой мы идем. И мы не должны ждать, пока все закончится. Нужно приспособить экономическую действительность ко всей остальной новой действительности.