Найти в Дзене

Объегорить

🔹️А не имеет ли слово «объегорить» какой-то связи с именем Егор? Может быть, в древности был знаменитый мошенник с таким именем?

🔹️Может, такой мошенник и был. Очень даже вероятно, что среди мошенников попадались и Егоры. Однако связь между этими словами хоть и есть, но совсем другого свойства.

🔹️Когда-то в крестьянской России существовал обычай производить расчёты с работниками и заключать новые сельскохозяйственные сделки между хозяином и работником до «осеннего Егория, праздника святого Георгия (в простонародье Егория), покровителя земледелия, который отмечался 26 ноября по новому стилю. Конечно, каждому хотелось сделать это с выгодой для себя. В дело шли и хитрость, и уловки, и даже прямой обман. И язык не остался к этому равнодушен. Объегорить первоначально значило - обмануть на Егория, в Георгиев день. Постепенно значение слова расширилось и теперь объегорить можно когда угодно, в любое время года.

🔹️Между прочим, нет ничего удивительного в том, что святой Георгий был покровителем земледелия. Ведь это имя буквально переводится с греческого как земледелец, и состоит из двух корней: «γέα» (gea) - «земля» (как и в словах «география» и «геометрия») и «ἔργον» (ergon) - «работа» (как в слове «хирург» и «эргономика»).

✒Примеры употребления:

✔«– Знаю! Всяк себя чем-нибудь украшает, но это – маска! Вижу я – дядюшка мой с богом торговаться хочет, как приказчик на отчёте с хозяином. Твой папаша хоругви в церковь пожертвовал, – заключаю я из этого, что он или объегорил кого-нибудь, или собирается объегорить… И все так, куда ни взгляни… На тебе грош, а ты мне пятак положь… Так и все морочат глаза друг другу да оправданья себе друг у друга ищут. А по-моему – согрешил вольно или невольно, ну и – подставляй шею…» Горький Максим, «Трое».

✔«Ну, лукавь, думаю, лукавь, – откройся скорее, – на сколько ты замахнулся отца-командира объегорить.» Лесков Н. С., «Жидовская кувырколлегия».

✔«Способности были у него богатые; никто не умел так быстро обшарить мышьи норки, так бойко клясться и распинаться, так ловко объегорить, как он; ни у кого не было в голове такого обилия хищнических проектов; но ни изобретательность, ни настойчивая деятельность лично ему никакой пользы не приносили: как был он голяк, так и оставался голяком до той минуты, когда пришел его черед.» Салтыков-Щедрин М. Е., «Благонамеренные речи».