С 1870 по 1874 год южная граница между Техасом и Мексикой стала ареной многочисленных покушений мексиканских банд на жизнь и имущество граждан США. Началось все с убийства неугодных таможенных чиновников и воровства скота, а к 1874 году стали нередки прямые нападения на ранчо и магазины. Кульминацией стал рейд мексиканской банды на техасский приморский город Корпус-Кристи.
Ранней весной 1875 года в мексиканском местечке Лас-Кисамас собралась банда примерно из 150 человек, и под предводительством жестокого и смелого главаря Хосе Кортина. банда намеревалась произвести массовый отъем ценностей у гринго по другую сторону границы.
Мексиканцы идут!
После пересечения реки Рио-Гранде возле Игл-Пасс, они разбились на четыре отдельные команды, цель которых состояла в том, чтобы сначала захватить и разграбить Корпус-Кристи (с лат. Тело Христово), а затем сделать его основой своих операций.
По мере продвижения они убивали всех, кто встречался на их пути, мужчин, женщин и даже детей. Благо, что в те времена ранчо и селения в этой части Техаса отстояли друг от друга на 50-70 миль, поэтому жертв было по нашим меркам немного.
3 группы из 4 были перехвачены кавалерией США и оттеснены обратно за границу. Четвертая же, как говорили под предводительством самого Кортины, дошла до Корпус-Кристи и остановилась в месте, которое теперь называется Осо. Было их 50 человек и все вооружены до зубов.
Здесь они оседлали главную дорогу, ведущую в город и стали бомбить всех встречных и поперечных. Были захвачены в плен несколько именитых горожан, среди которых был судья С. Г. Борден. Он ехал в двуколке, когда навстречу из кустов выскочил его знакомец Джим Хантер, который закричал:
Судья, заворачивай лучше назад. Только что старый мексиканец предупредил меня, что подлец Кортина и его банда головорезов устроили засаду на дороге!
Судья ответил, что старый мексиканец должно быть врет и спокойно поехал вперед. Хантер,вздохнул и сказал: "Если я так просто отпущу тебя, то меня повесят" , и поехал вслед за Борденом. В итоге судья был схвачен, а Хантер благодаря резвости своего мустанга ускакал, и ворвался в утренний Корпус-Кристи, вопя: "Мексиканцы! Налетчики идут!"
В городской ратуше в то время было большое собрание, несмотря на недостаток оружия и боеприпасов был сформирован отряд самообороны и отправлен по главной дороге против мексиканцев.
В городе среди мирного населения поднялась настоящая паника. Женщины и дети запрудили городскую пристань и погрузились на пароход "Арканзас" и шхуну с грузом пиломатериалов, причем в таком количестве, что волны заливали палубу. Судна отошли на пару миль от берега и бросили якорь, в ожидании пока не станет безопасно.
В этот насыщенный день случилось так, что около тридцати или сорока школьниц отправились со своим учителем на пикник на риф в трех милях от города. Когда их матери услышали новости о набеге, они пришли в бешенство, поскольку все мужское население было занято в обороне города. В конце концов был собрана группа из примерно двадцати негритянских мальчиков, и они благополучно отвели испуганных детей домой.
Мексиканские забавы
Тем временем банда развлекалась тем, что раздевали пленных мужчин и заставляли их танцевать, подбадривая ударами кнута. Пленным женщинам удалось незаметно скрыться в мескитовой чаще, когда мексиканцы обнаружили пропажу, то здорово разозлились.
Американцев собрали в кучу и пинками погнали по направлению к деревушке Нуэкстаун,что примерно в 13 милях от Корпус-Кристи. По дороге бандиты заглянули в магазин Джорджа Фрэнкса. Дверь нежданным гостям открыл старый мексиканец. Ему предложили присоединиться к банде за долю в награбленном. Старик отказался и захлопнул дверь прямо перед лицом соотечественников.
Это так разозлило бандитов, что они выволокли старика из магазина и собирались повесить, когда выскочил сам мистер Фрэнкс и стал умолять пощадить своего работника. Просьбам не вняли. Хозяина магазина связали и избили, а старика вздернули на ближайшем суку.
Мексиканцы снова отправились вперед к Нуэкстауну, гоня впереди себя толпу пленников по кактусам и колючкам. По пути они чуть было не захватили пастуха, перегонявшего стадо полудиких мустангов, а вечером разбили лагерь у почтового отделения Нуэкстауна.
Почтальон, который только что прибыл с вечерней почтой из Сан-Антонио, был взят в плен, а почта захвачена и разграблена. Т. Дж. Ноукс, который владел магазином, впоследствии написал интересный отчет о визите рейдеров в Нуэкстаун.
Рассказ мистера Ноукса
Утром 26 марта 1875 года мистер Ноукс занимался обычными делами, когда в магазин за мукой пришел некий мистер Смит. Вручая покупку, Ноукс заметил трех вооруженных мексиканцев привязовавших лошадей у магазина. Ничего не сказав Смиту, Ноукс пошел в заднюю комнату за винчестером.
Едва он достал с полки винтовку, как в комнату ворвался Смит, а за ним бежал дикого вида мексиканец с револьвером в руке. Недолго думая Ноукс уложил выстрелом в грудь бандита, а Смит , как ветер, промчался к задней двери магазина.
Раненный бандит хрипел на полу, а Ноукс полагая, что справиться с оставшимися мексиканцами двинул к парадному выходу.:
Я подошел к входной двери магазина, чтобы рассмотреть, где они находятся, и прицелился в ближайшего ко мне парня, когда мое внимание привлекла толпа за пределами магазина, которая, как мне показалось, состояла из сотни мексиканцев.
Крикнув жене,чтобы она как можно скорее убиралась из дома вместе с детьми, Ноукс нырнул в люк под дом, где была вырыта канава (его собственная предосторожность на случай нападения), которая позволяла ему передвигаться к любой части здания и входить через люки в любую из комнат. Под домом он обнаружил и дрожавшего от страха мистера Смита.
Тем временем бандиты ворвались в магазин и угрожая оружием стали требовать от миссис Ноукс выдать мужа, иначе они спалят магазин. Ноукс мог выскочить, как черт из табакерки из люка, но не стал этого делать, опасаясь задеть жену.
Не добившись ничего от женщины, мексиканцы запалили дом, причем несколько первых раз неудачно, миссис Ноукс бросалась тушить огонь. Наконец, магазин загорелся. Мистер Смит выскочил из канавы и умчался прочь, вскоре с той стороны послышалась стрельба.
Пламя уже вовсю ревело над головой Ноукса, когда его жена крикнула,что все мексиканцы ушли от дома. Ноукс выскочил из под горящего здания на задний двор. Супруга помогла мужу пробить дыру в заборе для побега. Ноукс осторожно оглядывал окрестности и не заметил, как жена вернулась в горящий дом.
Когда я перестал обращать на нее внимание, она вытащила свою пуховую перину из дома. Несмотря на угрозу быть убитым, я мог лишь удивляться зачем она тащит эту перину, в то время как есть тысяча других вещей, которые по моему мнению более полезны.
Ноукс стал аккуратно продвигаться по задним дворам, в своем путешествии он обнаружил раненого мистера Смита, залитого кровью. Супруга Ноукса, после того как спасла перину, побежала к реке, куда ранее отправила всех своих детей. По пути ее чуть не пристрелили двое мексиканцев, но пощадили ее, когда женщина стала умолять не убивать ее ради детей.
К наступлению темноты мексиканцы покинули Нуэкстаун, забрав с собой награбленное и несколько пленников. Ноукс вернулся к трупу Смита, но тот оказался еще жив, мужчина как мог облегчил последние страдания, так неудачно, сходившего за "хлебушком" человека.
Собрав остатки имущества, семья Ноукс двинулась к пристани, где они недавно построили небольшой склад.
Пока горел дом, я стоял у забора и должен был наблюдать за своим поражением, огромные языки пламени стреляли в небесную обитель. Я знал, что они слизывают плоды десятилетнего труда и все, что я ценил в этом мире, кроме нас самих. Но все же, я никогда не испытывал такого безумного чувства, которое охватило меня, когда я впервые осознал тот факт, что мои дети плачут из-за отсутствия крыши над головой, и вкуса хлеба во рту.
Погоня
Тем временем две роты добровольцев из Корпус Кристи под командованием шерифа округа Нуэссес Джона Макклейна и торговца Джона Суонкса спешили навстречу бандитам. Не доезжая пары миль до Нуэкстаун, они заметили большой пожар и поняли,что произошло.
Уже темноте, около самого городка, они услышали,что топот многочисленных лошадей и поняли,что враг убегает. Несколько пленников, ускользнувших от мексиканцев, донесли,что бандиты планируют как можно скорее добраться до Рио-Гранде.
Обе стороны с нетерпением ждали рассвета, одна в ожидании решающего сражения, а другая, чтобы более ясно увидеть свой путь к спасению.
Решающая битва
Рассвет принес неутешительные вести, мексиканцев было много и они были вооружены лучше техассцев, у каждого было по одну или два револьвера, не считая ружей. Макклейн счел неразумным атаковать со своими слабо вооруженными людьми.
Суонкс, наоборот, был полон решимости задать жару мексикашкам. Пока он готовил атаку, мексиканцы поняли что затевают гринго и сформировали боевую линию. В пять утра Суонс встал во главе своей роты, издал пронзительный вопль ковбоя и поскакал в атаку на бандитов.
Испугавшись напора, мексиканцы бесславно отступили, но один из них, повернувшись в седле, выстрелил в храброго Суонкса, который тотчас же безжизненно упал с коня. Видя падение своего лидера, рота остановилась.
Суонк был найден мертвым в луже крови. уткнувшись лицом в землю. Еще буквально вчера, он сразу же после сообщения о мексиканцах с бравадой спрашивал: Мальчики, кто последует за старыми Суонксом к Осо? А сегодня валялся в техасской пыли.
Сноук был быстро закопан и добровольцы отправились вслед за убегающей бандой. Вскоре они увидели на обочине дороги какой-то белый предмет, прислоненный к дереву. Это оказался полумертвый мексиканец, завернутый в простыню, тот самый, которого подстрелил прошлым днем мистер Ноукс .
Товарищи бросили его, когда удирали. Бандит держал в одной руке нож и готовился, подобно раненному льву (или все таки шакалу), броситься на техасцев. Его быстро разоружили и обнаружили при нем записку от самого главаря банды:
Техасцы, мы отомстим за своего комрада и рассчитываем встретиться с вами года через два. Кортина.
Техасцы до темноты ехали за бандой, но к вечеру повернули домой, приведя с собой в Корпус-Кристи пленников, которых бросили мексиканцы, и раненного бандита, которого через 4 дня линчевала толпа, возмущенных граждан.
За Рио-Гранде
Банда отправилась на юг в Мексику, гоня перед собой два фургона с награбленным добром. Проходя через Пьедрас Пинтас, налетчики убили одинокого всадника вместе с лошадью.
2 апреля, уже на границе с Мексикой, они окружили город Рома в округе Старр с намерением ограбить таможню, но были вынуждены бежать ввиду приближающегося отряда армии США. Вернувшись в Мексику, некоторые из налетчиков были опознаны, и мексиканские власти арестовали их, но Кортина помог комрадам избежать суда.
Ответ Техаса
Во всех округах Техаса от Рио-Гранде до Нуэссес, словно грибы после дождя, стали создаваться отряды быстрого реагирования -"minute companies", чья работа больше напоминала действия нацистских зондеркоманд в партизанском краю.
Они начали выслеживать мексиканских преступников, мирных ранчеро и торговцев, латиноамериканского происхождения."Народные мстители" грабили имущество и жгли дома, подозреваемых. Поскольку среди украденных бандитами товаров фигурировали седла, все мескиканцы, которых видели с новыми седлами были убиты.
Возмездие распространилось и за пределы местности, непосредственно пострадавшей от действий мексиканских бандитов. В округах Энсиналь в Ла-Парре были сожжены хижины скваттеров-мексиканцев. Техасские мстители убили всех взрослых мужчин на принадлежащем Мексике ранчо La Atravesada в современном округе Кенеди.
Подобные инциденты произошли в Эль-Пенаскале, Корраль-де-Пьедра и Эль-Меските. Гибли фермеры и скотоводы, сжигались магазины, где хозяевами были мексиканцы. После мексиканского погрома, все ранчеро, говорившие с испанским акцентом, скрылись в страхе за свою жизнь.
«Корпус-Кристи» писала:
"Хорошие мексиканцы" боятся ездить в "Корпус-Кристи".
Шериф Макклейн попросил помощи у техасских рейнджеров, которые впоследствии сообщили, что действия, совершенные «американцами», были «ужасными». В то время как рейнджеры препятствовали дальнейшему беспределу со стороны «minute companies », налеты и зверства продолжались вдоль всей Рио-Гранде, в т.ч. и против латиноамериканских техасцев.
Послесловие
После смерти Ноукса его сыновья подали иск против правительства Мексики, требуя возмещения ущерба в размере 50 000 долларов, тяжба продолжалась до 1945 года, когда наследникам было вручено 7 125 долларов.
Латиноамериканцы Техаса не получили никакой компенсации за все убийства, грабеж и насилие, которому подверглись от рук "народных мстителей".
Вас также может заинтересовать статья, как происходил рост нападений мексиканских бандитов на Техас в 1869-1874 годах.