После рождения третьего ребёнка я знаю о мальчиках почти всё: особенности развития, их секретные секреты, страхи, надежды, чем болеют и как лечить....
Больше меня знают только мамы четырёх сыновей.
А больше них - бабушки четырёх сыновей и семерых внуков.
С ностальгией вспоминаю неспешные беседы на детских площадках, пока ещё можно было гулять с детьми.
Разговорились однажды с бабушкой детсадовца.
- Пятилетний ребенок скандалит с матерью постоянно, борется за власть, с папой и со мной не борется.
- А вы, наверное, не боретесь с ним за власть, а он с вами не борется за власть. Ведь как мы создаем у детей потребность бороться? У ребенка есть единственная потребность - в любви.
Не единственная, конечно, а превалирующая. Просто он эту любовь получает разными способами: через еду, через контакт, через телесные ощущения, через принятие, обнимашки всякие и т.д. И самое страшное для него наказание - потеря любви.
В итоге, родители функционируют в двух режимах: они либо дают любовь, либо не дают любовь. Как? По-разному. Многие родители не знают, что такое «давать любовь ребенку». И они ее дают через раздражение, наказание, обвинение и унижение.
То же самое - месть. Когда мы начинаем обвинять ребенка, унижать ребенка, он начинает обвинять нас. Он начинает нам мстить. Он становится тем, кому удобно делать больно морально. Он дает нам для этого повод. Он подставляется, он мишень. И каждый раз, когда мы видим, что он ведет себя некорректно, это мы его таким воспитали. Дали ему единственных несколько вариантов привлечь наше внимание. Он очень хочет нашего внимания. Он не может его получить другими способами.
Он вынужден действовать таким образом, чтобы мы хоть как-то проявили свое целительное рвение к ребенку. И тогда он становится беспомощным и начинает обесценивать себя сам: я ничтожество, ничего не могу, у меня руки из задницы растут, я криворучка, дуроголовка и т.д. Он искренне в это начинает верить.
Ну, ещё возрастные кризисы бывают непройденными.