Здравствуйте, уважаемый друг!
Военный тягач повышенной проходимости с вместительной кормой начали производить на ГАЗе в год смерти И.В. Сталина. Командирская машина с широким диваном за передним рядом сидений, получила к индексу добавку в виде буквы «А». ГАЗ-69 кроме военной службы, умел выполнять много мирных дел, которые обычно широко не рекламировались. В настоящей публикации предлагаю Вам ознакомиться с пожарным «газиком».
Как был устроен АНП-20-69?
Наиболее распространённой модификацией была насосная установка на базе ГАЗ-69, с индексом АНП-20-69. Расшифровывалась аббревиатура — автонасос пожарный. В задней части машины устанавливался насос модели НП-20Л, лопастного типа с производительностью 20 л/сек, обеспечивающий напор 80 метров. Он мог «поднять» воду с глубины 3,5 м с помощью газоструйного аппарата, работающего от выхлопных газов двигателя. Насос снабжался пеносмесителем эжекторного типа производительностью 10 кубометров пены в минуту.
Привод насоса осуществлялся посредством карданного вала от специально разработанной раздаточной коробки, оборудованной валом отбора мощности, что было главной особенностью шасси. Над насосом располагались стеллажи для укладки пожарных рукавов, стволов и других инструментов. С целью защиты оборудования и экипажа от атмосферных воздействий, двухдверный кузов автомобиля имел брезентовый тент, располагавшийся на трубном каркасе.
Над тентом размещались пеналы для перевозки заборных рукавов, с помощью которых можно было осуществить выкачивание воды из водоёмов и гидрантов. Между пеналами располагалась штурмовая лестница малого размера. В числе дополнительного оборудования применялась фара-искатель, сирена, красная сигнальная фара мигающего типа, применявшаяся для предупреждения о движении автомобиля экстренной помощи, имеющего приоритетное право передвижения.
Для расширения возможностей насоса автомобиль мог буксировать прицеп модели ГАЗ-704. Он назывался цистерно-рукавный припуск и имел ёмкость для 300 литров воды или пенообразователя, дополнительные напорные и заборные рукава, а так же соединительные и раздающие элементы. Автомобиль мог снабжаться прицепом без ёмкости, тогда он назывался рукавным, что соответствовало перевозимому грузу. Прицеп позволял организовать закачивание воды из удалённых источников и её подачу на большее расстояние.
Где выпускался пожарный «газик»?
Выпускал автонасос для пожарных специализированный завод пожарного оборудования в посёлке городского типа Варгаши Курганской области с 54-го года в течение 12 лет. Завод в начале войны был эвакуирован в Зауралье из Торжка и специализировался на производстве корпусов для бомб, использующихся в авиации. С 44-го года Правительством было принято решение о возобновлении производства на заводе оборудования для пожарных.
Особенности применения автонасоса на базе ГАЗ-69.
Предназначался автомобиль для доставки насосного оборудования, пожарных инструментов и экипажа к месту пожара. Быстрой доставке и разворачиванию на месте в короткое время способствовала компактность конструкции при достаточной грузоподъёмности, скорости и проходимости. Несмотря на скромные технические характеристики насоса, его применение в сельской местности было вполне оправдано и позволяло успешно устранить пожар.
В городе за счёт скорости на дороге до 90 км/час и малым размерам, автонасос на ГАЗ-69 мог первым прибыть к месту возгорания и начать тушить пожар до подхода основных сил в виде пожарных машин большей грузоподъёмности и производительности. Расширение производства пожарных цистерн с большими возможностями способствовало прекращению выпуска АНП-20-69.
Проживая в сельской местности, будучи школьником, автор наблюдал работу пожарного «газика» при тушении пожара в поле, где он распространился на большой территории. Благодаря возможностям машины огнеборцы смогли организовать забор воды из озера и успешно справиться с возгоранием.
У сельских огнеборцев «газик» с насосом пользовался заслуженным уважением за непревзойдённую проходимость, неприхотливость к топливу, простоту устройства и возможность ремонта в полевых условиях.
Понравилась публикация — нажимайте «палец вверх», комментируйте, подписывайтесь. Впереди много интересного!
Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.