Найти тему
Дневник оптимиста

Советские автомобили. Пожарный ГАЗ-69.

Оглавление

Автонасос пожарный модели АНП-20-69. Источник: http://gaz-69.club/forum/index.php?/profile/12-jummi/content/&type=forums_topic_post&page=3
Автонасос пожарный модели АНП-20-69. Источник: http://gaz-69.club/forum/index.php?/profile/12-jummi/content/&type=forums_topic_post&page=3

Здравствуйте, уважаемый друг!

Военный тягач повышенной проходимости с вместительной кормой начали производить на ГАЗе в год смерти И.В. Сталина. Командирская машина с широким диваном за передним рядом сидений, получила к индексу добавку в виде буквы «А». ГАЗ-69 кроме военной службы, умел выполнять много мирных дел, которые обычно широко не рекламировались. В настоящей публикации предлагаю Вам ознакомиться с пожарным «газиком».

Как был устроен АНП-20-69?

Наиболее распространённой модификацией была насосная установка на базе ГАЗ-69, с индексом АНП-20-69. Расшифровывалась аббревиатура — автонасос пожарный. В задней части машины устанавливался насос модели НП-20Л, лопастного типа с производительностью 20 л/сек, обеспечивающий напор 80 метров. Он мог «поднять» воду с глубины 3,5 м с помощью газоструйного аппарата, работающего от выхлопных газов двигателя. Насос снабжался пеносмесителем эжекторного типа производительностью 10 кубометров пены в минуту.

Источник: http://gaz-69.club/forum/index.php?/topic/126-газ-69-апн-20-пмг-20-пожарный/
Источник: http://gaz-69.club/forum/index.php?/topic/126-газ-69-апн-20-пмг-20-пожарный/

Привод насоса осуществлялся посредством карданного вала от специально разработанной раздаточной коробки, оборудованной валом отбора мощности, что было главной особенностью шасси. Над насосом располагались стеллажи для укладки пожарных рукавов, стволов и других инструментов. С целью защиты оборудования и экипажа от атмосферных воздействий, двухдверный кузов автомобиля имел брезентовый тент, располагавшийся на трубном каркасе.

Съёмный задний борт обеспечивал свободный доступ к управлению насосом. Источник:  http://gaz-69.club/forum/index.php?/topic/126-газ-69-апн-20-пмг-20-пожарный/
Съёмный задний борт обеспечивал свободный доступ к управлению насосом. Источник: http://gaz-69.club/forum/index.php?/topic/126-газ-69-апн-20-пмг-20-пожарный/

Над тентом размещались пеналы для перевозки заборных рукавов, с помощью которых можно было осуществить выкачивание воды из водоёмов и гидрантов. Между пеналами располагалась штурмовая лестница малого размера. В числе дополнительного оборудования применялась фара-искатель, сирена, красная сигнальная фара мигающего типа, применявшаяся для предупреждения о движении автомобиля экстренной помощи, имеющего приоритетное право передвижения.

Схема прицепа с цистерной. Источник: http://gaz-69.club/forum/index.php?/topic/126-газ-69-апн-20-пмг-20-пожарный/
Схема прицепа с цистерной. Источник: http://gaz-69.club/forum/index.php?/topic/126-газ-69-апн-20-пмг-20-пожарный/

Для расширения возможностей насоса автомобиль мог буксировать прицеп модели ГАЗ-704. Он назывался цистерно-рукавный припуск и имел ёмкость для 300 литров воды или пенообразователя, дополнительные напорные и заборные рукава, а так же соединительные и раздающие элементы. Автомобиль мог снабжаться прицепом без ёмкости, тогда он назывался рукавным, что соответствовало перевозимому грузу. Прицеп позволял организовать закачивание воды из удалённых источников и её подачу на большее расстояние.

Где выпускался пожарный «газик»?

Выпускал автонасос для пожарных специализированный завод пожарного оборудования в посёлке городского типа Варгаши Курганской области с 54-го года в течение 12 лет. Завод в начале войны был эвакуирован в Зауралье из Торжка и специализировался на производстве корпусов для бомб, использующихся в авиации. С 44-го года Правительством было принято решение о возобновлении производства на заводе оборудования для пожарных.

Особенности применения автонасоса на базе ГАЗ-69.

Предназначался автомобиль для доставки насосного оборудования, пожарных инструментов и экипажа к месту пожара. Быстрой доставке и разворачиванию на месте в короткое время способствовала компактность конструкции при достаточной грузоподъёмности, скорости и проходимости. Несмотря на скромные технические характеристики насоса, его применение в сельской местности было вполне оправдано и позволяло успешно устранить пожар.

Источник: https://pikabu.ru/story/pozharnyiy_avtonasos_na_baze_gaz69__pmg20_5757407
Источник: https://pikabu.ru/story/pozharnyiy_avtonasos_na_baze_gaz69__pmg20_5757407

В городе за счёт скорости на дороге до 90 км/час и малым размерам, автонасос на ГАЗ-69 мог первым прибыть к месту возгорания и начать тушить пожар до подхода основных сил в виде пожарных машин большей грузоподъёмности и производительности. Расширение производства пожарных цистерн с большими возможностями способствовало прекращению выпуска АНП-20-69.

Вариант с 340 литровой ёмкостью для воды и двумя членами экипажа имел индекс ПМГ-29 или АЦПТ-20(69). Работу такого насоса имел возможность наблюдать автор в детстве. Источник: https://cs9.pikabu.ru/post_img/2018/03/06/9/1520348029146960197.jpg
Вариант с 340 литровой ёмкостью для воды и двумя членами экипажа имел индекс ПМГ-29 или АЦПТ-20(69). Работу такого насоса имел возможность наблюдать автор в детстве. Источник: https://cs9.pikabu.ru/post_img/2018/03/06/9/1520348029146960197.jpg

Проживая в сельской местности, будучи школьником, автор наблюдал работу пожарного «газика» при тушении пожара в поле, где он распространился на большой территории. Благодаря возможностям машины огнеборцы смогли организовать забор воды из озера и успешно справиться с возгоранием.

У сельских огнеборцев «газик» с насосом пользовался заслуженным уважением за непревзойдённую проходимость, неприхотливость к топливу, простоту устройства и возможность ремонта в полевых условиях.

Понравилась публикация — нажимайте «палец вверх», комментируйте, подписывайтесь. Впереди много интересного!

Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.