Квартир было 19. Плюс три нежилых помещения, машиноместо и автомобиль. Всего 24 спорных объекта.
Супруги состояли в браке десять лет, и всё это время активно приобретали дорогостоящее имущество. Купленная недвижимость находилась в Санкт-Петербурге, совокупная стоимость объектов очень внушительная.
Официальных доходов супруги не имели. Оба весь период брака не работали, предпринимательской деятельностью не занимались. Шикарная жизнь у людей - никакой работы и по две квартиры в год в одном из самых "дорогих" городов России.
Развод и раздел имущества
Позиция супруга (именно он выступил истцом) была проста - прекратить брак, решить "спор о детях" и поделить все имущество, нажитое в браке, поровну.
Позиция супруга (именно он выступил истцом) была проста - прекратить брак, решить "спор о детях" и поделить все имущество, нажитое в браке, поровну.
Вопросы расторжения брака и определения порядка общение с детьми были выделены в отдельное производство, на них не останавливаюсь. А вот с разделом имущества в равных долях супруга не согласилась и заявила встречный иск - признать 15 квартир, автомобиль и одно из нежилых помещений её личной собственностью.
Женщина заявила, что большинство квартир куплены ею на денежные средства, подаренные родителями. Около 18 млн супруга получила от продажи квартиры, приобретенной до брака.
В подтверждение последнего факта женщина предоставила копию расписки в получении денежных средств от покупателя.
Супруг заявил о фальсификации доказательств своей женой.
Позиции судов не совпали
Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга признал спорные объекты личной собственностью супруги и исключил их из состава общего имущества.
Ну раз доходов не было, то откуда деньги на квартиры? Родители дали. Логично же?
Городской суд Санкт-Петербурга, рассматривая апелляционную жалобу, установил, что совсем нелогично.
Судьи указали на допущенные процессуальные нарушения, недоказанность многих фактических обстоятельств, наличие в деле копии, а не оригинала расписки.
Читаю я судебные акты и в который раз вижу, что суду будто бы "отделаться" побыстрее хочется.
Смотрите.
Истец утверждает: "Доказательства сфальсифицированы". Что мешает суду в этой ситуации назначить экспертизу?
Ну не может истец доказать этот факт самостоятельно, задача суда помочь ему в этом.
Суд апелляционной инстанции заявляет: "В деле есть копия расписки, оригинала нет, значит факт не доказан".
Как у супруги может находиться оригинал расписки, если выдала её она? Она выдала эту расписку, а не получила. Оригинал, разумеется, у покупателя находится (если не утрачен). Задача суда истребовать этот документ, привлечь в процесс продавца в качестве свидетеля.
Судебные постановления двух судебных инстанций содержали противоположные выводы, но в обоих случаях суд не установил все необходимые для разрешения дела факты, не оценил доказательства в совокупности.
На это и указал в своем Определении Верховный Суд, возвращая дело в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Текст Определения Верховного Суда можно посмотреть здесь.
Поставьте, пожалуйста, палец вверх, если статья была полезна.
Канал "О праве по-русски" ищет постоянных читателей. Подпишитесь, если хотите видеть в своей ленте серьезные юридические тексты, написанные простым языком