Найти тему
Иван Туров

Кто быстрее, бензин или дизель ?

Кто быстрее разгоняется? Кто лучше тянет? Сравниваем бензиновые и дизельные двигатели.

Все еще встречаются люди, которые считают, что 100 лошадей дизельного мотора эквивалентны 140 "бензиновым" силам. По их мнению, все дело в крутящем моменте, который у дизеля значительно выше. Давайте разбираться.

Например, даны два автомобиля, максимально близкие по конструкции, - бензиновый и дизельный. Одинаковая мощность, идеально подобранные коробки передач, профессиональные водители, отличное сцепление с дорогой. Какой из них на трассе быстрее?

Фото взято с сайта bumper.guru
Фото взято с сайта bumper.guru

Для разгона нужна энергия. Чем больше энергии можно потратить в единицу времени тем быстрее машина разгонится. Иначе говоря речь идет о мощности, но все оказалось не так просто. На практике картина выглядит иначе. Максимальная мощность достигается только при полной подаче топлива и при максимальной частоте вращения (читай "Педаль в пол"). А большая часть "жизни" авто проходит в режимах частичной подачи топлива, при которых мощность явно ниже максимальной. Следует напомнить о том, что крутящий момент и мощность друг без друга не существуют. Мощность - это произведение крутящего момента и частоты вращения коленвала. И если на какой-то частоте ДВС может выдать более высокий крутящий момент, то и мощность в этот момент тоже будет выше. Разговоры о том, что у кого-то при равной мощности момент на тех же оборотах выше - это не серьезно.

Пару слов о коробках передач. Зачастую споры возникающие вокруг двигателей упираются непосредственно в коробку, а потому уходят от основной темы. Да, коробка может изменять момент на ведущих колесах в широких пределах, но в то же время она может менять и частоту вращения колес, менять мощность она не может. Так что в дальнейшем условно считаем коробку как на бензине, так и на дизеле неким идеальным механизмом, так что к вопросам коробки мы больше не возвращаемся. Так же не будем принимать во внимание тот факт, что дизельный двигатель априори тяжелее. Если бы во всем диапазоне частот был постоянный крутящий момент, то внешняя скоростная характеристика, показывающая зависимость мощности и крутящего момента от частоты вращения, превратилась бы в прямую линию, а мощность была бы пропорциональна показаниям тахометра. Тогда не было бы разницы в поведении моторов не было бы вообще. Однако именно своеобразность протекания момента по дизельной кривой и породила неодинаковость их поведения.

На вский случай напомню: момент существует только там, где есть сопротивление - без него он равен нулю. Потому до тех пор, пока дорога ровная, бензиновый и дизельный двигателя будут примерно равны, но как только дорога пойдет в гору, то у машина, у которой в данном диапазоне оборотов есть запас мощности (или момента), сможет за его счет выйти вперед.

А что если раскрутить бензиновый мотор до более высоких оборотов? Тогда ситуация выровняется. Мало того, поскольку диапазон частот вращения коленчатого вала у бензиновых моторов заведомо шире, чем у дизелей, то и отыграться за все обиды они могут там, "на верхах".

А вообще, подобные споры скоро прекратятся. Одна компания за другой заявляют о том, что они прекращают разрабатывать новые дизели. А впоследствии и ДВС в целом. Впереди эпоха электромобилей. Хотя недавно звучала команда вспомнить про метан, так что - посмотрим.

Авто
268,3 тыс интересуются