Найти тему

Побег польского Орла

Субмарину польского ВМФ "Орёл" считали более приемлемой для боевых действий в океанских просторах, т.к. Балтийское море для неё было слишком мелким.
Субмарину польского ВМФ "Орёл" считали более приемлемой для боевых действий в океанских просторах, т.к. Балтийское море для неё было слишком мелким.

Подводная лодка ВМФ Польши «Орёл» (польск. «Orzel») была спущена на воду 15 января 1938 года. Это была одна из самых современных субмарин на начало Второй Мировой войны. «Орлу» не довелось активно участвовать в отражении фашистской агрессии, тем не менее, после оккупации Польши эта подводная лодка не досталась немцам в качестве трофея.

«Орёл» без сомнения являлся гордостью всего польского народа. Ведь средства на его постройку и оснащение собирали, что называется, всем миром. Учитывая то, что финансовые возможности военно-морского флота Польши были ограничены, морские офицеры добровольно отчисляли по 1% от своего месячного жалования на строительство подлодки.

На вооружении «Орла» находились 20 торпед. Также на субмарине было установлено орудие калибра 105 мм, спаренный зенитный автомат и спаренный зенитный пулемёт Гочкиса.
На вооружении «Орла» находились 20 торпед. Также на субмарине было установлено орудие калибра 105 мм, спаренный зенитный автомат и спаренный зенитный пулемёт Гочкиса.

Разумеется, этого было недостаточно, поэтому был учреждён специальный фонд, внести взнос в который мог каждый желающий. В итоге собрали сумму, необходимую для начала строительства субмарины. За отсутствием своих специалистов, «Орла» было решено строить в Нидерландах. Большую часть стоимости Польша оплатила поставками сельскохозяйственной продукции.

«Орёл» обладал двумя дизельными и двумя электрическими двигателями. Имел двухкорпусную конструкцию, что позволяло свободно погружаться на глубину 80 метров. Максимальная же глубина погружения составляла 100 метров. Идя в надводном положении, подлодка могла развивать скорость до 20 узлов, скорость под водой была равна девяти узлам.

Изображение субмарины "Орёл" на современной польской монете с номиналом 2 злотых.
Изображение субмарины "Орёл" на современной польской монете с номиналом 2 злотых.

Перед самым началом войны на «Орёл» был закружен полный боекомплект, а вот экипаж приведён в боевую готовность почему-то не был. На момент вторжения немцев большая часть экипажа находилась на берегу, поэтому лодка выполнила приказ о немедленном выходе в море не сразу. Это создало угрозу уничтожения «Орла» прямо на рейде действиями немецкой авиации, но обошлось.

Весь первый день войны «Орёл» пролежал на дне, всплывая только на перископную глубину. Затем командир подлодки Хенрик Клочковский принял решение идти на север. Вскоре «Орёл» был обнаружен немецкой авиацией и обстрелян глубинными бомбами. Особых повреждений субмарина не получила. Однако очень близко разорвавшаяся бомба всё же подорвала моральный дух командира.

Причинами того, почему Хенрик Клочковский направил подлодку в Таллин зачастую называют дружеские связи оставшиеся со времён его службы на царском флоте.
Причинами того, почему Хенрик Клочковский направил подлодку в Таллин зачастую называют дружеские связи оставшиеся со времён его службы на царском флоте.

Выйдя на связь с командованием, Клочковский сообщил о плохом самочувствии и доложил о повреждениях, которые получил «Орёл». Ему был отдан приказ следовать в ближайший порт нейтральной Швеции или на худой конец Финляндии. Однако Клочковский направил субмарину в порт Таллина. Что стало тому причиной, доподлинно не известно до сих пор, но эстонцы впоследствии конечно пострадают.

В Эстонии польскую подлодку приняли, однако, ссылаясь на морское право, уведомили, что она должна покинуть порт в течение 24 часов. Клочковского забрали в больницу, а командование на себя принял лейтенант Ян Грузинский. В то же время очухались немцы, и надавив на правительство Эстонии, потребовали интернировать «Орла» вместе с экипажем.

"Орёл" на рейде Таллина непосредственно перед интернированием. Интернирование - это задержание нейтральным государством на своей территории военнослужащих одной из воюющих сторон.
"Орёл" на рейде Таллина непосредственно перед интернированием. Интернирование - это задержание нейтральным государством на своей территории военнослужащих одной из воюющих сторон.

Такое положение дел поляков решительно не устраивало. Когда эстонские офицеры явились арестовать экипаж и выгрузить боеприпасы с «Орла», польские моряки предложили им в этом помочь, на что эстонцы согласились. В процессе разгрузки полякам удалось саботировать процесс, оставив на борту шесть торпед и подготовив подлодку к скорейшему выходу в море.

Ночью 18 сентября 1939 года субмарина «Орёл» буквально совершила побег из порта Таллина. Её экипажу удалось захватить нескольких эстонских охранников и незаметно вывести подлодку в море. Ситуация осложнялась отсутствием навигационных карт, которые забрали гостеприимные эстонцы. Также в темноте «Орёл» наткнулся на волнорез, с которого, впрочем, успешно слез.

Волнорез - в данном случае не лодка, а сооружение, защищающее гавань от больших волн, льда и наносов. Напоровшись на такого типа волнорез, "Орёл" получил незначительные повреждения в носовой части корпуса.
Волнорез - в данном случае не лодка, а сооружение, защищающее гавань от больших волн, льда и наносов. Напоровшись на такого типа волнорез, "Орёл" получил незначительные повреждения в носовой части корпуса.

В итоге «Орёл» благополучно добрался до берегов Англии, при отсутствии карт, это было не легко, но поляки справились. Подлодка присоединилась к британской подводной флотилии, в составе которой воевала с немцами вплоть до своего таинственного исчезновения в июне 1940-ого.

"Орёл" в территориальных водах Великобритании. Май 1940-ого. Уже через месяц во время очередного задания, субмарина перестала выходить на связь. Считается, что подлодка наскочила на мину и затонула в Северном море.
"Орёл" в территориальных водах Великобритании. Май 1940-ого. Уже через месяц во время очередного задания, субмарина перестала выходить на связь. Считается, что подлодка наскочила на мину и затонула в Северном море.

Что же касается эстонцев, то они были своеобразным образом наказаны. СССР использовал побег польского «Орла» как повод для того, чтобы указать на то, что Эстония не может самостоятельно контролировать своё морское побережье.

Учитывая стратегическое расположение Таллина, это не могло не вызывать беспокойство советского руководства. СССР настоятельно рекомендовал использовать советских солдат для охраны эстонских государственных границ. Вскоре был заключен договор, согласно которому на территорию Эстонии вводился 25-тысячный контингент советских войск, что способствовало скорейшему вхождению Эстонии в состав СССР.

Уважаемые читатели, если вам понравилась статья - ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал!

Не стесняйтесь делиться своим мнением в комментариях.

Спасибо за внимание!