К сожалению, «Тайна Коко» не займет в моем анимационном зале славе место рядом с большинством работ Pixar. Это уже не первый такой случай: с 2013 года, когда вышел совершенно ужасный «Университет монстров» (хотя за два года до этого уже были промахи, однако частного порядка, в «Тачках 2» и в почти идеальной «Храброй сердцем»), студия утратила свою неподражаемость, а её бренд больше не является гарантом чего-то особенного в своем роде, того, что было способно увлекать и потрясать до глубины души и что никогда не давало повода сомневаться в том, что ты видишь.
Какая другая студия могла сделать «Историю игрушек», «В поисках Немо» и «ВАЛЛ-И»? PIXAR всегда были примером удивительного синтеза высоких технологий и творческой оригинальности, они создавали истории и персонажей, которые действительно чему-то учили, как-то меняли нас, запоминались и заставляли возвращаться к ним вновь и вновь. Да, были за это время и «Головоломка», и «Хороший динозавр», но раньше (с 1995 по 2012 г.), когда Pixar что-то делала, мы точно знали, что это будет очередной анимационный шедевр. Теперь же, когда идешь на сеанс, испытываешь слишком много опасений. К сожалению, они теперь уже нередко оправдываются.
«Тайна Коко» не плохая анимация, правда, если не брать техническую сторону, то она достаточно типична. Её могли бы, как мне кажется, сделать, например, и DreamWorks. Нет здесь характеров и истории, которые способна была создавать только Pixar. Тем не менее они продолжают осваивать новые реальности, увлекать нас в исследование нового: и вот мы уже прошли путь от мира игрушек и насекомых до нейрохимического быта эмоций и глубин океана. Теперь же нам открыли мексиканскую деревушку и мир мертвых, где живут предки всех людей. Но и там живут они там только в том случае, если их помнят, потому что, если в мире живых не остается никого, кто хранил бы о них память, то их «кости» уходят в небытие.
Но, как и все анимации студии, «Тайна Коко» пытается сделать нас лучше, заставить задуматься о ходе нашей жизни, о ценностях, которые мы выбираем. Это история о том, что никакие наши эгоистические амбиции не могут быть важнее людей, друзей, особенно семьи. В современном индивидуалистическом мире такая проповедь семейных и соборных ценностей поистине является вызовом нам сегодняшним.
Именно в Другом мы находим источник своей полноты, не расширение границ нашей индивидуальности, титанизма, не знающего пощады ни для кого на своем пути, а соприкосновение и соучастие в жизни Другого. Это взаимораскрытие, взаимоутверждение возможно лишь в опыте истинной любви, где другой не средство, он не чужой, он часть тебя, его бытие переживается, как свое собственное.
Титанический эгоизм Эрнесто де ла Круса приводит его к небытию, к полному забвению и позору, его личность изгнана из общественно памяти, он больше не любим, некому помнить о нем, чтоб утвердить его в бытии, некому поставить его фотографию, чтобы пригласить на праздник единства и любви, а значит, он больше не существует.
Мигель же, напротив, пожертвовав своим желанием, отторгнувшим его от семьи, разделившим его с ней, возвращается в полноте любви, вновь объединив некогда порвавшуюся «цепь времен».