Еще одно распространенное заблуждение последних лет звучит следующим образом: "Дистанционно можно обучить только высокомотивированного ученика (студента)". Прежде чем судить, давайте разберемся, что такое мотивация.
Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию, процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. То есть, простыми словами - "мотивированный к обучению" ученик - это тот, кто хочет учиться. И чем больше хочет, тем лучше учится! Перефразируя известное выражение: "Если ученик хочет учиться, учителя бессильны ему помешать".
Так почему у кого-то мотивация есть, а у других нет? Она же сама по себе не возникает? Давайте спросим себя, в чем причина того, что мы делаем любое "Дело". Ответ очевиден, либо потому, что оно нам нравится, либо потому, что понимаем его нужность (необходимость) и обладаем достаточной дисциплиной воли. Третий вариант - потому, что нас заставляют это делать. Следовательно, мотивированный на обучение человек - это тот, кому нравится Ваш предмет, кого вы сумели Увлечь и Заинтересовать (хотя, быть может, он от природы любопытен или в правильной семье его любопытство не угнеталось, а поощрялось и правильно направлялась). Или вы сумели объяснить, донести до ученика действительную Важность и необходимость изучения вашего предмета. Третий тип "мотивации ученика" - это социальное давление и страх наказания. Как раз тот тип мотивации, который наименее эффективен для усвоения знаний. И надо же такому случиться, что именно этот тип мотивации малоприменим в дистанционной форме. "Карательные" функции почти полностью перешли в ведение родителей, "социальное давление" все больше слабеет (жизнь, здоровье, доход - куда важнее). А "мотивировать" родителей продублировать функцию "социального давления", которую до сих пор выполняла школа, становится все труднее.
Когда ерунду о "мотивированном ученике" говорят родители - печально, но не страшно (в конце концов, не всем быть высокомотивированными и педагогически грамотными родителями, а специальных родительских курсов, увы, нет). Когда подобное провозглашают начальники разных мастей, это смешно, но страшно. Смешит их псевдоэкспертность, а страшит то, что раз они не догадались обратиться к эксперту, значит, он как минимум глуп или, еще хуже, излишне самоуверен. А глупый и самоуверенный начальник - это всегда страшно, особенно в условиях кризиса. Но когда подобную чушь провозглашает педагогический работник, страшно вдвойне. Ибо это человек, чьей должностной обязанностью является Учить Детей, но при этом, позабывший базовые основы педагогики. Он не стремится сделать свой урок интересным, не пытается объяснить, зачем вообще учить его предмет, отделываясь шаблонными ответами. Но, скорее полагается на наказание и силу привычки.
Может показаться, что в отсутствии мотивации я виню исключительно учителя. Отнюдь. В той или иной мере "виновны" мы все. Учителя, начальники, государство, медиа компании.... И ответ на вопрос "Что делать?" так же прост и банален. Не винить никого, а подумав (почитав умные книжки или поговорив с действительно грамотными специалистами), попытаться что-то сделать на своем уровне.
Будьте Здоровы!