Сегодня вспомним о немецком "Швиммвагене" (дословно: "Плавающий автомобиль"), который использовался Вермахтом на Восточном фронте и во Франции (в Нормандии) с 1942 по 1945 год. Машина редкая и интересная в техническом плане. Выпущенная 66 лет назад и восстановленная после сильных повреждений она способна, как и в молодости, разгоняться до 80 км/ч и плавать со скоростью 10 км/ч.
Машина на фото была передана в войска 25 января 1944 года, а в начале следующего на улице французского Страсбурга в нескольких десятках метрах от нее разорвалась бомба. Левая часть автомобиля сильно пострадала, и его как ненужный металлолом зарыли в ближайшем бомбоубежище. Погребенный "Швиммваген" был эксгумирован лишь через тридцать лет и продан итальянцу.
У него развалину на колесах высмотрел и выкупил финн (чему хозяин был несказанно рад, не знал уже, что делать с этой грудой металла), который взялся за дело под руководством немецкого спеца, и, потратив кучу времени, сил и денег, сумел ее восстановить.
На этом история не закончилась - Земля, как известно, круглая, и машине было суждено вернуться туда, где она по сути погибла.
Прошло 20 лет. Финн умер. Его родные выставили на продажу ненавистное железо на колесах, на которое глава семейства тратил почти все деньги.
В далекой Бретани, что на самом краю Франции, объявление увидел коллекционер Жерар Шевалье, тщетно искавший "Кюбельваген", а тут такое! Бросив все, он срочно вылетел в Финляндию.
Несмотря на то, что это была почти его несбыточная мечта, француз не потерял голову и досконально проверил автомобиль на ходу - и на суше, и на воде, проплыв по финскому озеру, и счастливый пригнал его в мае 2018 года домой - частично на пароме, частично своим ходом и потом долго п...л кипятком.
Еще бы! Таких амфибий в мире осталось не более двухсот. На этом фоне многие "Роллсы" и "Феррари" просто ширпотреб на колесах.
Сейчас его Schwimmwagen выглядит, как конфетка. Глядя на фото, разве можно представить, что этот "красавчег", пострадавший от бомбежки, пролежал в земле почти треть века? Причем владелец не просто хранит его как музейную редкость, но и совершает прогулки, и, как видно на фото, не только по земле.
Итак, перед нами довольно тесная амфибия, рассчитанная на четверых человек и небольшое снаряжение - ее длина всего 3,8 м, что лишь на 10 см больше, чем у ЗАЗ-1102 "Таврии", а ширина 1,5 м.
Предназначалась она для нужд Восточного фронта, чтобы заменить мотоциклы там, где они не могли проехать, - по непролазной грязи. Ну и заодно для преодоления водных преград - рек и озер.
Короче, без нашей распутицы не появился бы такой ладный и технически совершенный автомобиль.
Ну а чтобы уверенно чувствовать себя в той же грязи и выбираться на скользкие берега рек и озер, машина была сделана полноприводной.
1,1-литровый 25-сильный оппозитный двигатель воздушного охлаждения от Volkswagen Typ 82 - прототипа всем известного "Жука" - был установлен в герметичный отсек на "корме". Силенок его, как уже говорилось, вполне хватало обеспечить скорость 80 км/ч на суше и 10 км/ч на воде.
Два бензобака объемом по 25 литров каждый находятся сзади. Благодаря экономичному движку топлива в них хватало на 520 км при движении по шоссе. Средний его расход на суше не превышал 9,5 л/100 км, а на воде - 10 л в час.
Среди других особенностей автомобиля: централизованная система смазки, 4-ступенчатая коробка передач с понижающей передачей, 6-вольтовое электрооборудование, аккумулятор под задним сиденьем, 16-дюймовые колеса.
Что нужно сделать, чтобы амфибия поплыла?
Всего лишь расстегнуть кожаный ремешок и откинуть навесной гребной винт. Он напрямую состыкуется со шкивом коленвала.
Такое молниеносное превращение очень ценно на поле боя.
На воде амфибия развивает вполне приемлемую скорость до 10 км/ч.
Глядя на военное фото, непонятно, как там поместилось четверо солдат, да еще с оружием? Автомобильчик очень тесный, но по техпаспорту рассчитан на четверых.
Первых амфибий (Typ 128) было собрано в 1941 году на заводе Porsche всего 30 штук. Второму варианту (Typ 166) повезло больше - с 1942 по 1944 год на фольксвагеновском заводе рядом с Вольфсбургом было выпущено чуть больше 14 000 экземпляров (для педантов - 14 283 шт.).
А вам понравился автомобиль? Хотели бы такой?
Технические характеристики Volkswagen Typ 166 Schwimmwagen в первом комментарии.
Друзья, ставьте лайки и подписывайтесь!
Автомобили зондеркоманды "Дора" в Северной Африке
Десантный Citroen 2CV!
Вы знаете, что было на капотах старых «Опелей»?
Это не ГАЗ-М20 "Победа" - это Ford, только не американский...
Все статьи канала "Машина времени"