Об экономических потерях предприятий из-за вынужденных каникул, объявленных в большинстве регионов страны из-за эпидемии, заявили представители уральского транспортного сектора. Месяц только начался, а впереди ещё долгие недели борьбы за выживание в результате карантинных мер.
Транспортные компании умело давят на власть по схеме, уже отработанной годами – требуют денег из областного бюджета. Как будто нет других отраслей, кроме транспортной, требующих государственной поддержки.
Но теперь все серьезно. Автоперевозчики Уральского федерального округа готовятся к массовым банкротствам, просят помощи у представителей власти и отправляют в неоплачиваемые отпуска своих сотрудников.
Предприятия транспортного сектора массово сокращают объем перевозок из-за падения пассажиропотока на 60-80%, в регионах снято более половины междугородних рейсов, а по ряду межрегиональных направлений сообщение и вовсе остановлено.
Руководство компаний-перевозчиков отправляет сотрудников в неоплачиваемые отпуска, пока воздерживаясь от сокращений кадров. При этом в отраслевых союзах заявляют, что объявленный президентом РФ месяц ограниченной занятости приведет к фактической ликвидации перевозчиков, а после восстановления полноценного рабочего графика перевозить пассажиров будет попросту некому.
Предложенные регионами в настоящий момент налоговые меры поддержки представители транспортной сферы называют недостаточными, а часть федеральных, таких как предоставление займов на оплату труда персонала, фактически нереализуемыми.
При этом отраслевые объединения считают возможным сохранить предприятия отрасли с помощью заморозки договоров лизинга и отпуска в долг горюче-смазочные материалы (ГСМ) со стороны крупных поставщиков нефтепродуктов, и надеются на содействие глав регионов.
Автоперевозчики заявляют, что текущая неделя уже привела к резкому снижению пассажиропотока и сокращению числа междугородних и межрегиональных автобусных рейсов. Полностью отменены рейсы из Тюмени в Курганскую область, сообщение с Ханты-Мансийском и Екатеринбургом сокращено до единственного рейса в день по каждому из маршрутов.
Закрыты от межрегиональных перевозок Челябинск и Курган (отменены рейсы в Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь, Сургут, Ханты-Мансийск, Приобье). Из Екатеринбурга также отменена значительная часть поездок в соседние регионы и полностью рейсы в Пермь.
Межмуниципальные маршруты со снижением пассажиропотока по большей части не загружены, и перевозчикам дана возможность корректировать число выездов автобусов, чтобы сохранить хоть какую-то рентабельность.
В Тюменской области сокращение числа рейсов составило от 20 до 40% в зависимости от направления, в Свердловской – 50%, в Челябинской – также 50% (в самом Челябинске на 45%), а в Курганской области – более чем наполовину.
«То, что осталось на рейсах, не заполняется. Автобусы ходят с 2-3 пассажирами. На некоторых вообще пассажиров нет. Сколько еще продержатся перевозчики – вопрос времени», — говорят сотрудники курганского автовокзала.
В Союзе автотранспортников Тюменской области в настоящее время готовят обращение к региональным властям с просьбой об оказании поддержки компаниям-перевозчикам в части снижения затрат на ГСМ, субсидирования выпадающих доходов и выделения средств на дезинфекцию транспортных средств.
По тому же пути идут в Челябинской области, где падение пассажиропотока, по данным областного Минтранса, составляет в среднем 60-70 % (в областном центре – 70-80 %). Перевозчики отправляют сотрудников в вынужденные неоплачиваемые отпуска, надеясь, что долгосрочными они не станут и персонал все же вернется на рабочие места.
Запаса прочности для того, чтобы продержаться месяц в таком режиме работы, нет в регионе ни у одного предприятия, отмечают в союзе «Челябинский областной транспорт».
В Союзе автотранспортных предпринимателей Свердловской области (САПС) тем временем по результатам собственного анализа уже подготовили список мер регионального и федерального уровня, необходимых для сохранения предприятий.
Власти Свердловской области планируют на своём уровне предоставить отрасли льготу по налогам на имущество, однако эта мера для перевозчиков, в большинстве случаев относящихся к малому бизнесу, значительного влияния не окажет, считают эксперты рынка. Ключевым вопросом для перевозчиков в регионах, на данный момент, остаётся цена на приобретение горюче-смазочных материалов.
В начале года перевозчики Екатеринбурга, при поддержке Законодательного собрания, подняли вопрос муниципального субсидирования. Речь шла о перевозках льготной категории граждан. Предприятия заявляли о том, что власти столицы Урала не исполняют обязательства по субсидированию, вследствие чего частные компании накопили убытков на общую сумму в 1 миллиард рублей.