Триумф южнокорейского фильма «Паразиты» на «Оскаре» стал очередным доказательством того, что не только в Голливуде производят первоклассное кино мирового уровня. Мы отобрали для вас 5 иностранных картин, снятых не в США, на которые стоит обратить внимание.
«Паразиты»
«Паразиты» – остросоциальная драма с элементами комедии и триллера, которая позволяет зрителю пережить весь спектр эмоций. Успех картины корейского режиссера Пон Джун-хо оказался самым большим сюрпризом на церемонии вручения «Оскара» в этом году. Представленное в шести номинациях кино стало победителем в четырех, включая главные – «Лучший фильм» и «Лучшая режиссерская работа».
В центре сюжета жизнь двух семей из разных социальных слоев: Кимы влачат жалкое существование в подвале, а Паки живут в роскошном собственном особняке. Сын бедняков по счастливой случайности попадает на работу к Пакам и через короткое время обманом пристраивает к богачам всю свою родню.
Повествование в фильме переключается быстро и безболезненно: смех зрителя мгновенно сменяет слезы и шок, а страх и ненависть – чувство безмятежности, так что к концу вы уже не знаете, чего еще ожидать. От этого кино невозможно оторваться, и оно настолько затягивает, что после совершенно непредсказуемого финала вы еще долго останетесь сидеть и смотреть титры в полной прострации.
«Боль и слава»
«Ты не был мне хорошим сыном», – заявляет мать Сальвадору Майо, известному испанскому режиссеру на закате своего пути. Боль и слава – то, что сопутствовало ему на протяжении всей его трагической жизни. В момент, когда мы его встречаем, это опустошенный, несчастный и склонный к саморазрушению человек, который больше не может творить. Его играет Антонио Бандерас, который остается неизменно прекрасным, даже когда играет замученного обстоятельствами героя.
У Сальвадора болит тело и душа, он стремится к утешению, которое пытается найти у старого друга, с которым не разговаривал 30 лет. Эта встреча вдруг срабатывает как триггер, и Сальвадор начинает вспоминать свое прошлое: детство в бедном домике в Валенсии, мать, которую он всегда боготворил, семинарию, первую любовь и, конечно, момент, когда он начал писать.
Наполненная тихой грустью, яркими южными красками и темпераментными персонажами картина – очередной шедевр Педро Альмодовара. В «Боли и славе» явно чувствуются личные переживания испанского мэтра. Альмодовар рассуждает об истоках творчества, о том, что его вдохновляет и что ломает, а также признается в любви к своей недавно умершей маме.
«Портрет девушки в огне»
Действие фильма происходит в конце XVIII века во Франции. Молодая художница Марианна приезжает в уединенное поместье на острове, чтобы тайно написать портрет Элоизы – дочери графини, которую та хочет против воли выдать замуж за презентабельного итальянца.
Элоиз недавно вернулась из монастыря и не готова к браку с совершенно незнакомым ей мужчиной, в подарок которому и предназначается портрет. Графиня предупреждает Марианну, что ей придется играть роль компаньонки дочери, чтобы иметь возможность писать, поскольку та сопротивляется и не показывает своего лица. Постепенно крепнущая между девушками связь со временем перерастает в глубокие чувства.
Скованное влечение героинь друг к другу, сложная химия их взаимоотношений, нежность и страсть одновременно, предельно органичная игра актрис, невероятно красивые пейзажи, интерьеры и костюмы, мягкие приглушенные краски – все это придает неповторимое очарование ленте о любви под гнетом обстоятельств и норм своего времени. Приз за лучший сценарий на Каннском фестивале – дополнительная гарантия того, что эту картину стоит увидеть.
«Судный день»
В центре сюжета этой европейской драмы режиссера-дебютанта с египетскими корнями А.Б. Шоки – герой по имени Бешей, который с детства живет в колонии для прокаженных. Болезнь как будто стерла черты его лица, а родители бросили его на произвол судьбы так давно, что он даже не знает, сколько ему лет. Казалось бы, человек с такой долей должен быть озлоблен на весь мир. Но нет – он добр, мудр и полон терпения. Может быть, он не так красив, и у него не такой уж богатый внутренний мир, но он обладает чувством юмора и невероятной силой преодолевать все удары жизни.
После смерти жены Бешей отправляется на поиски своей семьи на другой конец Египта, хотя помнит только свою фамилию и откуда он родом. Из колонии герой выезжает на верном ослике в компании увязавшегося за ним 10-летнего сироты Обамы. На пути им предстоит пережить немало зла со стороны окружающих – но, как выяснится, и добрых людей в мире еще хватает.
На первый взгляд может показаться, что этот фильм, премьера которого состоялась на Каннском фестивале, – остросоциальная драма о бедняках, которые не знают в жизни просвета. Но «Судный день» удивляет с первых же минут – это невероятно доброе, милое и смешное кино, который поднимает дух получше иных прямолинейных комедий.
«Обезьяны»
Высоко в горах одной из стран Латинской Америки живут и тренируются дети-солдаты – четыре девочки и четыре мальчика. Они проходят тяжелую физическую подготовку и учатся выживать, а заодно охраняют заложника – американского врача.
Однажды командир оставляет их с пленником и коровой, которую тоже нужно беречь, потому что это собственность некой Организации, и покидает отряд. После этого мы видим уже не солдат, а обычных подростков, которые дурачатся и веселятся. И когда один из них случайно убивает ценное животное, всем приходится бежать далеко в джунгли – вместе с американцем.
Фильм бразильского режиссера Алехандро Ландеса вышел в 2019 году, но в российский прокат не попал. Его сюжет словно мечется между шедевром Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» и «Повелителем мух» Голдинга, но здесь с детскими персонажами не происходит глобальной трансформации. Нам не рассказывают, откуда они пришли и как попали в отряд – никаких причин и следствий, предисловий и послесловий. Но главное все-таки ясно: война совсем не для детей – им нужна семья и любовь, без которых они превращаются в неуправляемых и диких существ!