Найти тему
RosCo | Consulting & audit

Регламент договорной работы

Оглавление

На рассвете бизнеса многим кажется, что эта бумажная канитель – пережиток прошлого. По мере того, как растет количество клиентов и заказов, становится очевидно: надо что-то делать. Это «что-то» - положение о договорной работе и безукоризненное его соблюдение. 

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/
Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

СТОИМОСТЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ СДЕЛКИ


ЗАЧЕМ НУЖЕН ТАКОЙ ДОКУМЕНТ? И КТО ЕГО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ?

Если вкратце, то на его основе строится вся договорная и претензионная работа. И именно поэтому его составление необходимо поручить юристу. Пусть это будет ваш штатный юрист или привлеченный эксперт, но не поддавайтесь соблазну использовать типовые формы.

Типовые документы – зло. Единственное, с чем можно смириться (и то с оговорками) - это типовые контракты, разработанные именно вашими юристами (или нами – специально для вас). При таком варианте вы будете в заведомо более выгодном положении (ведь не исключено, что ваши контрагенты не захотят «возиться» и подпишут договор на ваших условиях).

Далее приводится нечто вроде пораздельного чек-листа, который позволит оценить, отвечает ли разработанный для вас регламент договорной работы необходимому минимуму. 

СОСТАВЛЕНИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ, «ОБЩИЙ»

В нем традиционно расписываются общие моменты. Не так важны вводные формулировки, сколько четкие указания относительно того, что: 

  • регламент регулирует порядок и особенности договорной работы;
    что есть договор, а что – дополнительное соглашение;
  • применение типовых форм допускается в случае, когда таковые уже утверждены;
  • подготовка проекта договора (в отсутствие типовой формы) занимает столько-то времени (как правило, от трех до пяти, зависит от объема, сложности, степени согласованности) с такой-то даты (которой, как правило, является день, когда представлены все необходимые сведения).

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: ПРОЕКТ И ВИЗИРОВАНИЕ

Обязательно включаем в этот раздел правило о регистрации проекта перед представлением на визирование, иначе начнется путаница со сроками. Стоит урегулировать вопрос с назначением уполномоченных проставлять визу и то, что их списки утверждаются главами соответствующих отделов (подразделений). Во избежание утраты листов и споров о том, кто виноват, целесообразно закрепить золотое правило: кто представляет, тот и прошивает.   


На практике, в зависимости от масштабов организации (и количества отделов) наиболее часто применяется следующий порядок визирования проектов:
На практике, в зависимости от масштабов организации (и количества отделов) наиболее часто применяется следующий порядок визирования проектов:
  • лицо, инициирующее заключение договора;
  • его руководитель;
  • бухгалтерия (не обязательно, если применяем уже утвержденную собственную типовую форму);
  • юристы.

Существенно экономит время правило о том, что типовой договор отправляется на визирование после подписания второй стороной (контрагентом), а типовой договор, составленный контрагентом, - до этого момента. Целесообразно закрепить разумные сроки рассмотрения, а также возможные поводы для продления (нужна дополнительная документация, перевод с/на иностранный язык и т.п.). 

ВЕДЕНИЕ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ, О НЕОБХОДИМЫХ ПРИЛОЖЕНИЯХ

В него надо включать все бумаги (заверенные копии), которые должны представляться контрагентами – как фирмами (и юрлицами вообще), так и ИП.

Необходимый минимум для фирм:

  • свидетельство о госрегистрации;
  • свидетельство ИНН (о постановке на налоговых учет);
  • устав;
  • документация в подтверждение полномочий руководителя;

Для предпринимателей список скромнее: свидетельство о регистрации, о постановке на налоговый учет, паспорт с регистрацией, если применимо – доверенность плюс разрешительные документы.

Внимание: право затребовать представление дополнительных бумаг должно быть, но оговорите, что требование должно быть аргументированным (если угодно, мотивированным). Иначе можно породить корень всех зол – бесконечное «ожидание информации». 

ДОГОВОР АБОНЕНТСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ПОПРЕДМЕТНАЯ ПРОВЕРКА

Здесь расписываем, кто из согласующих за что отвечает. Скажем, инициатор и его руководитель:  

  • за выгодность условий сделки для фирмы;
  • за наличие у контрагента необходимых разрешений, лицензий и т.п.;
  • за корректное заполнение всех разделов и полей;
  • за правильность реквизитов и т.п.

Бухгалтерия берет на себя анализ реквизитов, рисков с точки зрения налогового и бухгалтерского правового регулирования, порядка представления необходимых счетов, актов и иных аналогичных документов. 


Венчает все проверка юротделом, который в итоге отвечает практически за все:
Венчает все проверка юротделом, который в итоге отвечает практически за все:
  • соответствие проекта закону;
  • наличие в проекте всех необходимых условий;
  • полномочия лиц, ставящих подписи;
  • наличие лицензий и прочей разрешительной документации,

а на выходе проводит обобщение всех сделанных до него замечаний и или редактирует проект, или составляет доп соглашение, или вообще разрабатывает новый.

Пожалуй, имеет смысл тут же оговорить, где проставляются визы и где делаются отметки о замечаниях (чтобы избежать ссылок на то, что кто-то что-то не заметил). 

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ДОГОВОРОВ

РАЗДЕЛЫ ПЯТЫЙ И ШЕСТОЙ. ПОДПИСАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

Формируя этот раздел, следует ориентироваться на сложившуюся в вашей организации систему делопроизводства. Но в любом случае хорошо бы оговорить право главы фирмы подписать договор без учета замечаний, но с условием, что за последствия отвечает он – этот вариант будет на пользу как главе, так и фирме.

В этом разделе закрепляем сроки сдачи на хранение как бумажных, так и электронных копий, ответственность за несвоевременную передачу на хранение. судьбу отклоненных проектов, порядок выдачи договора и основания для такой выдачи. 

Таковыми могут быть, например:

  • возникшая необходимость сделать копию и удостоверить ее нотариально;
  • предъявить в судебный процесс;
  • представить в банк и т.п.

Порядок выдачи – стандартный: под роспись по письменной просьбе главы того или иного отдела. 

ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ УСЛУГ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ И ВОСЬМОЙ. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Обеспечение исполнения договора – сфера ответственности инициатора заключения и его начальника. Именно они в случае возникновения необходимости должны ставить вопрос об изменении, дополнении, расторжении договора. Но если поводом для таких мероприятий становится, скажем, изменение нормативно-правового регулирования, судебной практики, новые требования контролеров и т.п., то тут уже с инициативой должны выступать и все прочие – юристы, бухгалтеры, главы отделов, в пределах своих компетенций. Ответственность за нарушение положения наступает как дисциплинарная, так и, если пренебрежение им стало причиной имущественного вреда – к материальной ответственности, что и необходимо указать в последнем разделе.

 Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/
Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/