Найти тему
Мартынов Павел

Редкий советско-китайский документальный фильм

В период советско-китайской дружбы в пятидесятые годы, оказывается, было снято документальное кино про Шёлковый путь от Алма-Аты до Ланьчжоу. Но потом то ли с ухудшением отношений забросили на полку, то ли ещё что. Как бы то ни было я узнал об этой ленте совсем недавно и то случайно.

Спешу поделиться и с вами, а если вдруг кто припомнит что "Алма-Ата - Ланьчжоу" давно показывали и его можно где-то найти и скачать пожалуйста, поправьте.

В общем, китайский журналист Ван Вэньюань из провинции Ганьсу обнаружил постер фильма в 2005 г. в числе других, выложенных к столетию китайского кинематографа.

http://gansu.gansudaily.com.cn/system/2016/11/26/016523449.shtml
http://gansu.gansudaily.com.cn/system/2016/11/26/016523449.shtml

После создания Нового Китая в КНР приехало немало советских специалистов, чтобы помочь в проведении индустриализации. Ланьчжоу в то время был одной из ключевых баз для развёртывания промышленного строительства. Но помимо большого будущего, город отличался и богатым прошлым, поскольку находился на Древнем Шёлковом пути.

В 1957 г. к сороковой годовщине октябрьской революции министерства культуры КНР и Советского Союза решили снять документальный фильм об этих местах. Работу поручили Московской студии популярной науки (Центрнаучфильму?) и Шанхайской научно-образовательной киностудии. Шанхайские кинематографисты впервые работали совместно с зарубежными партнёрами.

С советской стороны режиссёром был Владимир Шиюдилов(? 符拉基米尔· -什澳德洛夫; также встречается вариант написания В. А. Снежилов? "Шинеилофу"史涅伊吉洛夫 ). С китайской стороны работал режиссёр Тань Чжэньжэнь ( 覃珍任 ).

Китайская и советский режиссёры. Кто узнает - подскажите, пожалуйста правильный вариант его фамилии
Китайская и советский режиссёры. Кто узнает - подскажите, пожалуйста правильный вариант его фамилии

В то время активно обсуждалась идея строительства железной дороги от Ланьчжоу до Урумчи и далее на Алма-Ату (предтеча архиважного ныне Нового Шёлкового пути), поэтому и фильм получил название, одинаковое с этой трассой - "Алма-Ата - Ланьчжоу".

Согласно плану китайская и советская съёмочная группы вышли навстречу друг другу, попутно снимая материал и встретились в Хутуби, в Синьцзяне.

Советский режиссёр Шиюдилов (?) бывал в Китае уже не в первый раз - ране он работал там в 1925 - 1927 гг., где снимал шанхайскую хронику и документальный фильм о гражданской войне в Китае.

После совместных съёмок в Хтуби, советская съёмочная группа отправилась в Дуньхуан, где в сотрудничестве с китайскими коллегами отсняла немало материалов. Помимо кинохроники была сделана также серия диапозитивов.

-3

В Ланьчжоу сняли сцены строительства города, местные ТЭС, мосты, университет Северо-западных нацменьшинств. На местных улицах было совсем немного автомобилей, поэтому. для оживления кадра съёмочная группа задействовала и свои машины.

По окончании работ, кинематографисты с отснятым материалом отравились в Пекин. Финальная сцена - площадь Тяньаньмэнь знаменующая успешное завершение миссии. Говорят, в фильме отражены дух путешествий и романтика строительства новой жизни.

Жаль конечно, что успех съёмок не развился далее в широкую известность и массовый прокат, а жд-сообщение во внешний мир из Западного Китая открылось лишь полвека спустя. Но с прошлым ничего не поделать, зато сейчас нужно по возможности вытаскивать плоды работы великих предшественников из пыли истории.