Большая часть нашей истории - это история аграрных обществ; по сути, история крестьян и фермеров. Даже сейчас половина людей живут в деревне; а совсем недавно таких было 95%. И, тем не менее, историки повально занимаются не историей крестьян, а историей государств, историей войн, биографиями выдающихся личностей... Жизнь обычного человека, такого как я или вы, читатель, до сих пор - страна неведомая.
Фернан Бродель в своей книге "Структура повседневности" первым смог донести до нас жизнь обывателя: что он ел, что он пил, как работал, как веселился... История, рассказанная им, оказалась на удивление насыщенной и изменчивой.
Структура... да, это действительно структура - ткань нашей жизни, переплетение нитей, событий, явлений... Из неё, из повседневности - как колос из земли, - растёт политика и экономика, культура и искусство. Если исходить из этого принципа, то выходит, что истории-то мы и не знаем: слепо щупаем ноги или уши слона, с умным видом рассуждая о его внешности.
«Земледелие с самого начала ориентировалось, должно было ориентироваться на то или иное господствующее растение, а потом строиться в зависимости от этого древнего первоначального выбора, от которого в дальнейшем будет зависеть всё или почти всё». Фернан Бродель.
С Броделем трудно спорить - да и не хочется. Земледельческие цивилизации действительно формируются вокруг титульных культур, которые в определенный момент становятся системообразующим фактором. Рожь для России так же важна, как рис для Китая и кукуруза для Мексики. Однако, прежде русский крестьянин прошел сложный и витиеватый путь от примитивной агротехники до классического трехполья.
А собственно, что мы знаем о жизни наших предков? Полез я в один ВУЗовский учебник, и вот что нашёл:
Судя по сохранившимся литературным памятникам и археологическим находкам, славяне еще до своего расселения по Восточно-Европейской равнине занимались как хлебопашеством и скотоводством, так и охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия, хотя их пришлось приспосабливать к новым условиям. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия – перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес; из огородных культур – репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы, занимались и скотоводством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.
Ну и так далее... Если вы думаете, что в серьёзных монографиях можно накопать что-то более существенное, то ошибаетесь. Набившие оскомину фразочки гуляют из одной книжки в другую, вызывая дикие судороги в челюсти. Хлебопашество... скотоводство... перелог... подсека... А хоть кто-нибудь когда-нибудь озаботился написать, например, историю РЕПЫ? Поверьте, эта история не менее захватывающая, чем история какой-нибудь войны.
Ну, конечно, кое-кто озаботился. Например, в XIX веке повседневной жизнью крестьянства занимался В. О. Ключевский. На исходе XX века замечательную книгу написал Л. В. Милов: "Великорусский пахарь". Немало сделано Вильямом Похлёбкиным, знатоком русской кухни... Но все эти исследователи начинают свою историю где-то с XV века, - то есть с того времени, когда появляется масса письменных источников. Повседневность Древней Руси освещена несравненно скуднее; можно выделить разве что Б. А. Рыбакова "Ремесло Древней Руси". А что касается догосударственной эпохи... в общем, тьма египетская.
В условиях информационного вакуума пышным цветом расцвела асовщина: так я называю жанр, в котором работают Асов, Чудинов, Задорнов... Любочная картинка заслонила реальную историю нашей Родины. Конечно, это:
...красивее и чуднее, чем вот это:
Ну, кому что. Лично мне и вторая картинка нравится. А главное, в ней больше Правды.
Кстати, и на второй картинке есть ляпсусы. Попробуйте их отыскать сами ))
В поисках этой Правды я открываю серию статей "Структура повседневности", которые в меру моих сил и способностей должны хоть как-то осветить жизнь простых людей в Восточной Европе. Главная цель - оживить историю, чтобы её можно было посмотреть, послушать, понюхать, пощупать, и, может, где-то попробовать на зуб. Ну и, конечно, - намотать на ус.