Найти тему
Музей истории религии

О чем рассказывают бирманские марионетки

Сегодня мы поговорим о куклах. Казалось бы, откуда они могут появится в музее нашего профиля?! Куклы более характерны для этнографических и краеведческих музеев. А если это не простые куклы, а привезенные из далекой страны?

Кукольные театры издавна существовали практически в каждой стране Азии, отличаясь собственным оригинальным стилем. Разнообразные формы народного театрального искусства (театр марионеток, театр теней, ритуальные танцы в масках или особом гриме, исполнение баллад сказителями-певцами и т.п.) тесно связаны с жизнью людей. В театр приходят семьями, бурно переживая историю любимых героев и оценивая искусство исполнителей.

Театр кукол-марионеток Мьянмы (Бирмы) относится к традиционному народному театру. Бирманцы называют свои марионеточные представления йоутэйпве – «представление маленьких кукол». На стену вешается экран или несколько белых платков, создающих нейтральный фон, и декорации (изображение дворца, пагоды или пейзажа). К каждой кукле протянуто множество веревок, причем и артисты и веревки могут быть видны зрителям.

-2

Бирманские кукольные труппы, за исключением придворных театров, вели бродячий образ жизни. Они насчитывали обычно двенадцать человек: кукловоды, ведущий, певец или певица, музыканты и декоратор. В деревенских театрах это были члены одной семьи. Как и во многих других странах Востока, играли по приглашению, которое могло исходить от одного лица, от группы лиц, от всей деревни. Зрителями были все желающие, а расплачивались с актерами устроители праздника. Начиналось выступление чаще всего в полночь и длилось всю ночь. В репертуар кукольной труппы входили местные легенды, буддийские джатаки, эпические сказания. Перед спектаклем совершался обряд жертвоприношения риса верховным духам-натам и ритуал освящения сцены. Представление театра марионеток состояло из нескольких частей: сначала, примерно за час до спектакля, начинал играть оркестр; затем поднимался занавес, и певец излагал содержание предстоящего спектакля. В прологе участвовали куклы-животные: схватки между слоном и тигром, между буйволами, танцы белого коня, обезьяны, крокодила и т.д. Движения каждого персонажа сопровождала своя мелодия, по характеру которой зрители узнавали о появлении конкретной куклы. После пролога игралась пьеса с участием королей, принца, принцессы, министра, шутов и других персонажей.

-3

Куклам приписывались особые мистические свойства: считалось, что через них с людьми разговаривают боги. Сорт дерева, из которого должна была быть сделана фигурка, и время ее изготовления, определялось специально приглашенным астрологом. Марионетки имели подвижные руки, ноги и голову, лица тщательно полировались и раскрашивались вручную, прически изготавливались из натуральных волос или шелка. Наряды марионеток в точности копировали одежды своего времени и класса. Типичное одеяние состояло из куртки и брюк, поверх этого костюма надевали жилет и длинный передник. Узоры вышивались с исключительной тщательностью, использовались дорогие ткани, золотая и серебряная нить. Шлемы и обувь, вырезанные из дерева, покрывались сусальным золотом. Так как марионетки выступали посланцами богов, мастера-изготовители кукол проходили особый ритуал посвящения. Как правило, это были сами кукловоды. Когда кукла приходила в негодность, ее не выбрасывали, а совершали церемонию похорон, вследствие чего до наших дней дошло очень немного старинных кукол-марионеток.

-4

P.s. Лайки приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, где-то улыбается музейный smm-щик)

А вы когда-нибудь были в кукольном театре?Какие спектакли смотрели? Будем рады вашим комментариям!