Найти тему
Satdata

Rogožarski SIM-XIVH: югославский гидросамолет, разведчик, и не только...

Rogožarski SIM-XIVH
Rogožarski SIM-XIVH

Самолеты Рогожарский были довольно известны в Югославии и округе перед 2й мировой войной... Немногие "малые" страны Европы решались на разработку и производство собственных самолетов в то время. Обычно делегации этих государств ездили по выставкам и бесконечным загранкомандировкам и выбирали наиболее приемлемые модели. После долгих переговоров закупались партиями (огромными :-) по 6 штук .... :-)

Югославия пошла по "среднему варианту": покупались и выпускались по лицензии несколько моделей, причем у будущих противников - Великобритании, Италии, Германии... В этом был был и экономический, и политический резоны. Однако, югославы разработали несколько своих моделей и успешно их использовали, в том числе и краткосрочной апрельской войне.

Rogožarski SIM-XIVH; все фото статьи взяты из открытых источников
Rogožarski SIM-XIVH; все фото статьи взяты из открытых источников

Так как, Югославия морская страна (многие посещали ее курорты в нынешних Хорватиях и Черногориях) - соответсвенно, к 1938-му году встал вопрос о продолжении разработок гидросамолетов. Опыт уже был. Но на этот раз выбор встал между британским Бленхеймом (поставленным на поплавки самими югославами) и собственным гидросамолетом. Выпустили оба. После долгих раздумий, выиграл конкурс отечественный вариант. И уже с 40-го года модель SIM-XIVH строилась на заводе в Югославии (окончательная сборка была в Сплите). Построили аж 13 штук. Вообще, машина была на уровне - не какой нибудь фанерный одномоторный разведчик-биплан на поплавках - полноценный многоцелевой двухмоторный моноплан, выпускаемый в двух модификациях.

Самолет повоевал - разведка и патрулирование побережья после нападения Германии в 40-м. Несколько машин погибло в боях, часть перелетела к англичанам - две машины успели повоевать на стороне Британии в Африке.

Захваченные итальянцами самолеты внимательно изучались и частично использовались на учебных базах еще два года.

Основные характеристики самолета:

Тип: прибрежный разведчик
 Силовая установка: два мотора жидкостного охлаждения Argus As 10E
мощностью по 270 л. с. (201 кВт)
 Летные характеристики: максимальная скорость 243 км/ч; практический
потолок 4500 м; дальность 840 км
 Масса: пустого снаряженного 2230 кг; максимальная взлетная 3350 кг
 Размеры: размах крыла 15,20 м; длина 11,20 м; высота 4,48 м; площадь крыла 35,55 м2
 Вооружение: два 7,5-мм пулемета FN Browning (один в носовой части, второй над фюзеляжем) и до 200 кг бомб

О предыдущем гидроплане Рогожарский - здесь.

О спутниковой связи, без которой не обойтись ни воздухе, ни на море, ни на воде - здесь.

Всем удачи и успехов!