Найти в Дзене
ЮМ

Арийский вопрос

Попробуем теперь разобраться в арийском вопросе и проследить связь между народами Великой Скифии и теми самыми загадочными ариями, вторжение которых в II тыс. до н. э. на равнину между Индом и Гангом образовало цивилизацию Индии. Этот вопрос - поистине ключевой не только для истории России и Индии, но и для истории всех народов индоевропейской (арийской) языковой семьи. Индийские арии более стойко, чем какой-либо из народов этой семьи, держались древней, общей для всех религиозной традиции. Эта религия истока дошла до нас благодаря индийским Ведам. Археология свидетельствует, что прямые предки скифов и киммерийцев, носители Андроновской культуры (Урал-Приаралье - Южная Сибирь) и Срубной культуры (Урал-Волга-Причерноморье) соответственно, занимали как раз те самые земли, которые можно назвать прародиной индоариев. В Индию ушла только часть этих народов, и само АРИЙСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ КАК РАСШИРЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ВЕЛИКОЙ СКИФИИ НА ЮГ.

Понятие «арья», послужившее названием индоевропейской языковой семьи, сохранилось почти у всех народов этой семьи (хеттское ara— «свободный», ирландское aire— «вождь, знать», airig— «сословие свободных», скандинавское arjoster - «знатнейшие», наконец, греческое «аристократ»). Не приходится сомневаться: «арья» и родственные ему индоевропейские формы с обозначением социальной группы свободных общинников и особенно их воинской элиты возникли до окончательного разделения индоевропейцев. Исходное «арии» по Ю.Петухову - эпитет-самоназвание русов. В древнем санскрит­ском словаре «Амаракоша» говорится, что это слово имеет значение «благородный человек, приобщившийся к высокой духовной культуре». Именно арии, попадая в гибридную и иноэтническую среду, становились вождями, князьями, царями, элитой - и тогда понятие «арии» приобретало своё вторичное значение. Так же, как первичный этноним-самоназвание суперэтноса - «русы», в значении «светлые, русые», при вычленении сыновних этносов и в иноэтнической среде приобретал значение «царь, вождь, князь, господин, благородный» и т.д.

Решить проблему генезиса цивилизаций Южной Азии мешает застарелый миф об ираноязычии скифов. Не говоря уже о том, что с чисто лингвистической точки зрения этот миф никак не обоснован, он еще и противоречит сведениям об историко-культурных связях России и Индии. Можно без труда убедиться, что индо-славянские связи гораздо теснее, чем славяно-иранские. Обнаружено множество соответствий славянской религии и религии Вед; поражает удивительное сходство славянских языков с санскритом; то же сходство заметно и в обрядах. Например, индийское «сати» - добровольное сожжение жены при погребении мужа. У русских в приазовской «Индоарике» этот обряд сохранялся до конца X в. н.э.! И вообще иранский, зороастрийский, обряд погребения не имеет ничего общего с кремацией, принятой как у значительной части славян-русов, так и в Индии. Собственно индоиранская общность сложилась в Средней Азии, на периферии арийского степного мира, очень давно, видимо, еще в эпоху неолита (VI–IV тыс. до н.э.).

В период ранней бронзы, в III тыс. до н.э., началось ее движение на юг, в Иран, отчетливо прослеживаемое по распространению культур так называемой «серой керамики», преемственных с иранской традицией исторически известного периода. Расхождение между индийской и иранской группами началось еще в Средней Азии и было обусловлено естественными границами между прикаспийской Гирканией (место формирования иранцев) и более восточными областями Согда и Бактрии. Протоиранцы «спустились» из Средней Азии в Иран еще в III–II тыс. до н.э., тогда как арии проникли в Индию намного позже, на рубеже II и I тыс. до н.э. Первоначальный импульс их движения исходил, скорее всего, из Приазовья, из страны приазовских и кубанских киммерийцев - синдов. Есть основания полагать, что в те времена киммерийцы и скифы уже сильно отличались по языку и культуре от индоиранцев (с которыми разошлись в период неолита), но были близки своим непосредственным потомкам - русским, славянам. Этим и обусловлена разная степень связи Ирана и Индии со славянским миром. Протоиранская цивилизация обособилась на среднеазиатской периферии Скифии еще в неолите и «истекла» на юг в эпоху ранней бронзы, а протоиндийская, формировавшаяся рядом и одновременно, распространилась в Южную Азию только на рубеже железного века, под влиянием новых импульсов из Великой Скифии и под прямым руководством арийской элиты.

Воздействие, которое оказали индоарии на формирование цивилизации Индии, известно благодаря сохранившейся религиозно-исторической традиции. Религия, письменность, эпос, городская культура, конная армия, технология выплавки железа - вот что появилось в Индии вместе с переселенцами из Великой Скифии. Но после того как археологи раскопали величественную городскую культуру бассейна реки Инд эпохи ранней бронзы (Хараппа, Мохенджо-Даро), вопрос о взаимоотношении «индоариев» с местным населением приобрел новое значение. Развитая цивилизация существовала в Индии еще за тысячу лет до прибытия исторических ариев. Благоустроенные города с населением до 100 тыс. человек, снабжаемые продуктами развитого ирригационного земледелия, процветали несколько столетий (с XXIV по XVII в. до н.э.), но после пришли в упадок, были занесены песком. Это дало повод к созданию концепции «варварского вторжения ариев», что на самом деле не было.

Взаимодействие Индии с северным, «евразийским» степным миром (Великой Скифией) не закончилось созданием цивилизации железного века, оно продолжалось и в эпоху античности. На протяжении всего раннего железного века и эпохи античности мы видим, как государственно-политические импульсы неоднократно «истекали» в Индию из Великой Скифии. Во времена наивысшего могущества скифской империи (VII–VI вв. до н.э.), когда в сферу ее влияния вошел Ближний Восток на одном конце света и бассейн Хуанхэ на другом, Индия не оставалась вне ее границ. Саки (среднеазиатские скифы) уже к VI–V вв. до н.э. продвинулись в Восточный Афганистан и Северо-Западную Индию. Код арийской цивилизации лучше всего (и дольше, чем где бы то ни было) сохраняется, в жизненных основах именно в Индии.