Есть чудесный роман Жаклин Сьюзанн «Долина кукол», который раскрывает правду об отношениях успешных американских женщин середины 20 века... С барбитуратами.
И если сюжетные ходы вызывают вопросы — ну как так получается, что трем прекрасным и талантливым женщинам попадаются сплошь мерзавцы, то клиническая картина зависимости, ее истоки и формирование выписаны во всей красе. И ради этого книгу стоит читать.
В романе показано быстрое формирование толерантности: одна капсула нембутала на ночь быстро превращается в две, где две — там и три. Счет идет на месяцы, индукция микросомальных ферментов делает свое дело, ткани становятся менее чувствительными к веществу, и вот героини романа принимают барбитураты горстями. Капсулы встраиваются в их жизнь и начинают управлять поступками, меняют личность. Героини называют их «куколками», как бы подчеркивая, что это их каприз, их маленькая слабость, и даже их друзья — куда более надежные, чем люди.
Перекрестная толерантность с алкоголем, формирование психической и физической зависимости, и причина всех проблем — депрессия, расстройства пищевого поведения, которые в те годы лечить не умели совсем. Проблемы злоупотребления барбитуратами показаны в романе во всех оттенках.
Снотворные иногда принимают не для сна. Несколько капсул нембутала дают эйфорию, прилив бодрости и сил в течение нескольких часов, а потом дают приятный сон без кошмаров. Правда, есть проблема — барбитуровая амнезия на следующий день. И необратимые изменения личности в отдаленной перспективе, которые демонстрирует Нили, пройдя путь от юной талантливой девушки до опустившейся тетки со скверным характером и признаками органического поражения мозга.
Про Нили врач говорит, что ее личность порочна, мол, она запрограммирована уничтожать себя, и лечение лишь поможет отсрочить неизбежное. Мне кажется, Жаклин Сюзанн смогла описать аддиктивную личность, которая рождается с «несчастливым лотерейным билетом» генов, что определяют склонность к поиску быстрого дофамина. Поэтому Нили страдает от эмоционального переедания, алкоголизма и барбитуровой зависимости; лечится в клинике и снова проваливается в аддикцию.
Эта книга стала событием для своего времени. Автор показала успешных женщин, которые добились богатства и известности упорной работой. И объяснила, что депрессия на вершине успеха — обычное дело. И там, на вершине, часто бывает куда более одиноко и страшно, потому что не так уж много там равных, к которым можно обратиться за помощью без опасения назавтра оказаться на первой полосе газет.
А если оставить медицину аддикций в стороне, в книге можно найти еще одну ценную мысль, которую дает история другой героини, Энн. Если мужчина бесконечно исполняет арию «непризнанный гений» и рассказывает женщине, что он бы полюбил бы, но страшные обстоятельства не позволяют соединиться любящим сердцам — этот мужчина любит кого-то другого, но уж точно не ту, которой он поет эту сладкую песню. История Энн и Лайона понравилась мне отсутствием надуманного счастливого финала. Она про выбор без иллюзий, когда женщина честно признается себе: я слаба, и на счастье не надеюсь, мне нужно быть рядом с этим мужчиной, пусть даже ценой будет мое самоуважение.
Книга понравилась мне честностью. За все надо платить. Вместе с богатством часто приходит депрессия. За фасадом известности часто прячутся дикие истории болезни. Любящий мужчина не обязательно моногамен. И другие факты реальной жизни, которые приходится узнавать всем женщинам, вне зависимости от социального положения и количества нулей на банковском счете.
И главная мысль, которая хорошо считывается в этой книге. Нет ничего хуже, чем начинать «роман» с психотропными препаратами без участия врача. У такого «романа» не бывает хорошего конца.