... о Жанне Эбютерн — самой преданной возлюбленной Модильяни, которая подарила ему путь к славе и умерла, не сумев без него жить.
Амедео Модильяни родился 12 июля 1884 года в итальянском Ливорно. Его мать была дамой образованной, преподавала французский и делала переводы, что приносило ей немалый доход. Натура у нее была романтическая, и в этом же духе воспитывался маленький Амедео, с юного возраста знающий, что обязательно станет художником. Он с воодушевлением изучал искусство Возрождения, античное искусство и все, что относилось к той эпохе. Родители поддерживали его увлечения, а потом в 1906 году помогли перебраться в Париж, где для начинающего художника открылся невероятный богемный мир, полный художников, поэтов и музыкантов. Искусство здесь рождалось, умирало и возрождалось снова, гении признавались, и имена становились знаменитыми…
Модильяни стал частью этого творческого мира. Он много писал, но художников в Париже было с избытком, зарабатывать на сносную парижскую жизнь не получалось и денег не хватало. Мать помогала ему, но... Он снял маленькую квартиру на Монмартре, завел друзей, которые помогали ему материально и способствовали развитию его таланта. На хороших людей и правильные знакомства ему всегда везло. Одним из них стал молодой доктор Поль Александр. Он любил картины Модильяни, сам скупал многие из них, организовывал для художника заказы на портреты. Благодаря ему в 1909 году работы Модильяни были представлены на выставке в Лондоне и заслужили очень высокие отзыва почитателей искусства.
Парижская жизнь Модильяни конечно же была богемной. Художник! В Париже! Он стал ключевой персоной богемного Монмартра, позже его даже называли последним истинным представителем парижской богемы. К нему пришла слава завсегдатая баров и участника потасовок и драк. Женщины любили его, впрочем и он их тоже. В связях он был неразборчив, количество его дам было не сосчитать. Он был беден, но женщины не отказывали ему ни в чем, тем более в любви - среди них были как простушки, так и эффектные роковые красавицы... Модильяни шутил, что не представляет, как можно написать портрет женщины, не переспав с нею хотя бы один раз. «А как бы я иначе смог изобразить загадочные ритмы женского тела? Чувственность в живописи так же необходима, как кисть и краски, без нее портреты получаются вялыми и безжизненными». Вот как-то так!
Но в 1917 году он серьезно влюбился. Его сердце заняла Жанна Эбютерн. Ей было 19 лет и она была студенткой Академии Коларосси. Она стала верной спутницей Модильяни, главной моделью и любимой натурщицей, бесконечным вдохновением художника, самым верным другом и матерью его детей.
Они познакомились в Академии Коларосси, которую Амедео иногда посещал. В те времена студенты зарабатывали позированием, и представлять студентов скульпторам и художникам в качестве моделей было естественной практикой. Вот и Жанну Эбютерн в качестве натурщицы представили Модильяни - так начался их роман длинною в жизнь.
Жанна родилась в 1898 году в Париже, в небогатой католической семье. Но ее брату Андре уныло жить не хотелось - он мечтал стать художником, причем обязательно знаменитым, и вести богемный образ жизни. Своими мыслями и идеями он "заразил" Жанну, познакомил ее с творческим миром Монмартра, где она быстро очаровала всех без исключения художников и поэтов своей красотой и талантом. Она тоже хотела писать картины, стать художником и построить блестящую карьеру. И поступила в Академию Коларосси.
Но стать всеми признанной художницей ей было не суждено: в стенах Академии судьба приготовила для нее встречу со своей великой любовью, которая останется с нею до последнего вздоха. Любовь Жанны и Амедео закружила их, образ девушки вновь и вновь появлялся на полотнах Модильяни. Горячие встречи в мастерской быстро переросли в неуклонное желание жить вместе. Жанна переехала к Модильяни несмотря на резкие возражения своей семьи и родных. Родители Жанны категорически не воспринимали Модильяни и связь их дочери с ним. Модильяни уже имел славу харизматичного художника-бунтаря, о разгульном образе жизни которого ходило множество слухов. К тому же он был еврей, а католическая семья девушки всячески не желала иметь такое родство. Но Жанна слишком сильно любила своего гения, настолько сильно, что ничто и никто в мире не смогли бы помешать ей быть рядом с Амедео. Видя родительские протесты, она в мгновение превратилась из тихой, скромной и мягкой девушки в сильную и волевую женщину, отстаивающую свое право на счастье и любовь.
Осенью в 1918 году Жанна и Модильяни переехали из Парижа в Ниццу, где у молодых родилась дочь. Девочку тоже назвали Жанной - в честь мамы. Жанна была счастлива. Модильяни много работал, но его картины с трудом находили покупателей, а заказчиков было мало. Атмосфера работ Амедео все еще была трудна для восприятия, тем более что массовый интерес в те времена вызывало творчество Пикассо и такое модернистское направление в изобразительном искусстве, как кубизм, зародившееся в начале XX столетия во Франции. Картины Модильяни не были похожи на работы ни одного другого художника, все чаще вызывали лишь недоумение публики и ценителей искусства того времени. Хотя уже тогда многие коллекционеры, способные видеть ситуацию наперед, быстро разглядели в Амедео Модильяни потенциал. Они предчувствовали успех его работ и ждали благоприятного момента для заключения сделок с художником.
Модильяни болел. Еще в детстве он перенес плеврит и тиф, с годами его здоровье ухудшалось. Туберкулезный менингит. К тому же бедность и потребность в алкоголе не способствовали выздоровлению. Они с Жанной надеялись, что теплый климат Ниццы окажет благотворное влияние на здоровье художника, но этого не случилось и весной следующего года супруги вновь вернулись в Париж. Жанна снова была беременна и они решили обручиться. Но стремительно ухудшающееся здоровье художника разрушило все планы. При этом Модильяни не желал верить в смертельность своей болезни, не хотел принимать ее, хотя вполне здраво осознавал всю серьезность туберкулеза. Он пытался не обращать внимания на слабость, удушающий кашель и обмороки, будто бы это происходило с кем-то другим, а не с ним - ведь он художник и болезнь не может вторгаться в его духовный мир. А больное тело, становившееся немощным, его не интересовало. Его глаза по-прежнему блестели и завораживали всех, кто с ним общался. Несмотря на болезнь и слабость Модильяни продолжал писать свои удивительные картины. И он не отказался от посещения баров и злачных мест, где забывался в вине и как прежде ввязывался в драки и потасовки... Туберкулез прогрессировал с поразительной скоростью… Он умер 24 января 1920 года.
Жанна, обезумевшая от горя и тоски, не видела своей жизни без Модильяни. Родители забрали Жанну к себе домой, но на следующий день после смерти своего гения, она выбросилась из окна пятого этажа родительского дома. Она была на 9 месяце беременности. Говорят, что перед самой смертью Модильяни предложил своей любимой присоединиться к нему в другом мире, чтобы они вдвоем, вместе, могли наслаждаться вечным блаженством.
Родные Жанны при ее жизни так и не приняли ее союз с Амедео, полагая, что из-за Модильяни на долю девушки обрушилось столько страданий, сколько многим женщинам и не снилось. Ведь, как и все гении, Модильяни обладал сложным характером, и девушке не раз приходилось терпеть от него обиды, грубость и предательство. В смерти Жанны они тоже винили Модильяни.
Амедео был похоронен 27 января 1920 года на еврейском кладбище Парижа Пер-Лашез. Траурная процессия насчитывала более тысячи человек, полиция остановила движение на перекрестках... На Пер-Лашез присутствовали все: весь Монмартр и весь Монпарнас, даже официанты из кафе, которые посещал Модильяни..., все были на Пер-Лашез, друзья, враги, почитатели....
Жанну, погибшую днем позже, похоронили на кладбище Банье в Париже.
И только десять лет спустя семья Эбютерн позволила перенести останки Жанны на кладбище Пер-Лашез и погрести их рядом с Модильяни, разрешив душам влюбленных вместе обрести покой. И в самые прекрасные мгновения жизни, и в ее самые сложные минуты Жанна Эбютерн оставалась для Модильяни единственной опорой и единственным настоящим другом. Пусть будет так и после их смерти.
Их дочь Жанну Модильяни удочерила сестра Амедео Модильяни, живущая в итальянской Флоренции. Она выросла, практически ничего не зная о своих родителях, и только став взрослой, смогла узнать подробности их жизни. В 1958 году она написала биографию своего отца, которая была переведена на английский и французский языки и опубликована во многих странах.
Слава и всеобщее признание в мире искусства пришли к Модильяни следом за смертью, сделав художника и его верную Жанну бессмертными, а его работы известными на весь мир. Коллекционеры всех стран готовы были купить его картины за невероятные деньги. Ему посвящались стихи, о нем писали книги, снимали фильмы - отовсюду звучало имя Амедео Модильяни. О нем говорили, что он жил в своем мире и воспринимал лишь искаженную реальность. Он с демонической одержимостью писал с раннего утра до поздней ночи, не замечая, как течет время и что происходит за окном. Для него не было ни жизни, ни смерти, он был неуязвим, потому каждую секунду мог сорваться.
Анна Ахматова, роман с которой был у Модильяни, когда тому было 26 лет, а ей - 20, говорила, что Модильяни всегда был окружен плотным кольцом одиночества, даже когда находился в толпе, тепло приветствовавшей его. Уже тогда она разглядела в нем отверженного и невероятно прекрасного гения, чья судьба никогда не будет обычной.