В некоторых корпорациях, кроме кодексов одежды или поведения, есть также словарный кодекс, где вместо неприятных, тяжелых слов предлагается использовать более позитивные". Например, «проблема» — это «вызов» или «задача», «нормально» или «хорошо» заменяют на «великолепно» или «отлично». Как думаешь, это дань моде или желание отличиться? Мне кажется, что не только.
Еще с древности известно о силе слова. Те же мантры, аффирмации или молитвы основаны на концепции силы слова - повторяемая многократно фраза "записывается" в подсознании и становится как бы частью жизненного опыта. Наш мир перенасыщен вербальной коммуникацией и очень легко наговорить лишнего или, наоборот, не заметить главного.
Время наводить словарный (или речевой - кому как нравится) порядок!
Вернёмся к тому, что у слов есть свой эмоциональный окрас и своя тональность. Если я предложу тебе "хорошую книгу", как ты оцениваешь шансы на то, что ты её прочтёшь? А что, если тебе скажут, что книга "потрясающая"?
А дело в том, что мозг каждого уже давно выработал устойчивые реакции на определенные слова, поэтому они никак не впечатляют не то, что других, но даже самого себя. А ведь мозг программируется именно словами - об этом давно известно и психологам, и маркетологам, и просто манипуляторам. Внизу - список самых популярных слов в рекламе. Подаю его здесь, так как считается, что эти слова могут привлечь внимание. Почему бы не включить их в свой лексикон?
Ещё один момент, помогающий "достучаться" до собеседника и выразить свои состояния - это апелляция к ценностям, которые лежат в основе мировосприятия.
Ценность «Я» - все, что связано с персоной, будь то настроения, желания, планы. Также среди ценностей может быть, например, безопасность, тогда в разговор хорошо включить слова "гарантия" или "проверенный".; если ценностью является финансовое положение, то стоит употреблять слова "ст бильный рост", "доход" или какие-то бесплатности; если семья - то слова "мы", "вместе", "дружно". Ряд можно продолжать до бесконечности, ведь ценности у всех свои, но апелляция к ним в речи обязательно найдёт отклик.
К чему это все? Возможно, тема навеяна борьбой с жизнью на автопилоте и желанием внести больше осознанности, а её стимулирует такая мелочь, как замена привычных слов и избавление от "замыленных" фраз, которые мы говорим автоматически, практически не вкладывая эмоциональной нагрузки.
Ну и, чтоб не отходить от селф-коучинговой темы, предлагаю провести анализ слов, которые тебе не нужны и заменить их теми, которые эмоционально описывают тот что ты хочешь донести и какой отклик от собеседника получить.
Например, так:
Это неверное решение = уверен ли ты в своём решении?
Ситуация безвыходная = выход где-то рядом, его надо найти
Неплохо = хорошо (замечательно, обнадеживающе)
Всё так поступают = большинство моих знакомы делает именно так
Проблема = задача (вызов)
И даже если в твоей жизни все нек уж "великолепно", "прекрасно" и "сногсшибательно", попробуй внедрить положительные установки, и тогда даже неприятное явление ты сам станешь воспринимать в позитивном ключе. Хочется думать, что теперь твой лексикон будет более осознанным. Также можешь делиться идеями в комментариях или на моей группе на Фейсбук или поговорить лично на коучинг-сессии.
Не забудь подписаться на этот канал - впереди много интересных тем.
С уважением, коуч Анастасия Дашинская