Найти в Дзене
Лиахим Веабрес

ОБРАЗ ЕДИНОРОГА В ИСКУССТВЕ

украденной, и полными тоски. В непринужденном равновесьи ног
мерцала белизна слоновой кости,
и белый блеск, скользя, по шерсти тек,
а на зверином лбу, как на помосте,
сиял, как башня в лунном свете, рог
и с каждым шагом выпрямлялся в росте. Пасть с серовато-розовым пушком
слегка подсвечивалась белизной
зубов, обозначавшихся все резче.
И ноздри жадно впитывали зной.
Но взгляда не задерживали вещи —
он образы метал кругом,
замкнув весь цикл преданий голубой.
(Райнер Мария Рильке «Единорог») Единорог это мифическое животное (в ранних традициях с телом быка, в более поздних — с телом лошади, иногда козла), именуемое по наиболее характерному признаку —наличию одного длинного прямого рога на лбу. Самые ранние изображения Единорога (как однорогого быка) встречаются в памятниках культуры 3-го тыс. до н. э., в частности на печатях из древних городов долины Инда — Мохенджо-Даро и Хараппы, представляя собой один из наиболее значимых священных образов. Символ Единорога отражается и в «Атхарваве

Святой поднялся, обронив куски
молитв, разбившихся о созерцанье:
к нему шел вырвавшийся из преданья
белесый зверь с глазами, как у лани
украденной, и полными тоски.

В непринужденном равновесьи ног
мерцала белизна слоновой кости,
и белый блеск, скользя, по шерсти тек,
а на зверином лбу, как на помосте,
сиял, как башня в лунном свете, рог
и с каждым шагом выпрямлялся в росте.

Пасть с серовато-розовым пушком
слегка подсвечивалась белизной
зубов, обозначавшихся все резче.
И ноздри жадно впитывали зной.
Но взгляда не задерживали вещи —
он образы метал кругом,
замкнув весь цикл преданий голубой.
(Райнер Мария Рильке «
Единорог»)

Мартин де Вос "Единорог"
Мартин де Вос "Единорог"

Единорог это мифическое животное (в ранних традициях с телом быка, в более поздних — с телом лошади, иногда козла), именуемое по наиболее характерному признаку —наличию одного длинного прямого рога на лбу. Самые ранние изображения Единорога (как однорогого быка) встречаются в памятниках культуры 3-го тыс. до н. э., в частности на печатях из древних городов долины Инда — Мохенджо-Даро и Хараппы, представляя собой один из наиболее значимых священных образов.

Символ Единорога отражается и в «Атхарваведе» (в мифе о потопе, во время которого Ману привязал корабль к рогу Единорога), и в «Махабхарате». С воздействием этой позднейшей индийской традиции исследователи связывают появление образа Единорога в западноазиатских (ближневосточных) и раннеевропейских мифологических системах. Греческая (Ктесиас, Аристотель) и римская (Плиний Старший) традиции рассматривали Единорога как реально существующего зверя и связывали его происхождение с Индией (или Африкой). В переводах Ветхого завета с Единорогом идентифицировали зверя (евр., «лютый зверь»). Символика Единорога играет существенную роль в средневековых христианских сочинениях, восходящих к греческому тексту «Физиолога» (2—3 вв. н. э.); Единорог рассматривается как символ чистоты и девственности. Согласно «Физиологу», Единорога может приручить только чистая дева; отсюда — более поздняя христианская традиция, связывающая Единорога с девой Марией и с Иисусом Христом.

Молодая леди и Единорог, Доменикино, портрет Джулии Фарнезе около 1602 года, Палаццо Фарнезе
Молодая леди и Единорог, Доменикино, портрет Джулии Фарнезе около 1602 года, Палаццо Фарнезе
"Дама и единорог" Лука Лонги, портрет Джулии Фарнезе
"Дама и единорог" Лука Лонги, портрет Джулии Фарнезе
Моретто Алессандро да Брешиа (ок.1498-1554) Святая Юстиния и единорог
Моретто Алессандро да Брешиа (ок.1498-1554) Святая Юстиния и единорог
Леонардо да Винчи Дева с единорогом 1481 Перо чернила
Леонардо да Винчи Дева с единорогом 1481 Перо чернила
Рафаэль Санти  Дама с единорогом
Рафаэль Санти Дама с единорогом

Сюжеты, связанные с Единорогом, встречаются и в восточном (включая китайский и мусульманский), и в западноевропейском (немецкая сказка о портном и семи мухах) фольклоре. В русских «азбуковниках» 16—17 вв. Единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в его роге.
Именем Единорог названо экваториальное созвездие (лат. Monoceros).

Ян Гевелий  атлас созвездие Единорога  (лат. Monoceros)
Ян Гевелий атлас созвездие Единорога (лат. Monoceros)

Символ Единорога занимает существенное место в геральдике: Единорог изображался как на династических и государственных (напр., шотландском, а позднее британском), так и личных гербах, в т. ч. в 18 в. на гербах некоторых русских знатных родов, в частности графа П. И. Шувалова, в бытность которого начальником оружейной канцелярии получил развитие введённый на Руси ещё в 16 в. обычай называть «инрогами» («единорогами») артиллерийские орудия (с изображением Единорога).

Герб Якова VI в 1603 году как короля Англии, Шотландии и Ирландии
Герб Якова VI в 1603 году как короля Англии, Шотландии и Ирландии
Герб рода графов Шува́ловых.
Герб рода графов Шува́ловых.

Рогу Единорога, под видом которого в средневековой Европе распространялись бивни китов-нарвалов (именуемых также единорогами), приписывались целебные свойства при лечении различных болезней, укусов змей (по фольклорным представлениям, Единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем) и пр.

Символ Единорога, широко представленный в мистических сочинениях и европейском изобразительном искусстве (сцена укрощения Единорога девой получила отражение в пластическом декоре фрейбургского и эрфуртского соборов, в книжной миниатюре, на гобеленах, в частности на гобелене кон. 15 в. «Дева и единорог» из парижского музея Клюни).

гобелен кон. 15 в. «Дева и единорог» из парижского музея Клюни
гобелен кон. 15 в. «Дева и единорог» из парижского музея Клюни