Для чего нужно творчество? Как это вообще всё создается? В чем секрет? Каков рецепт? Многие думают, что в творчестве люди раскрывают то, что не могут выразить в повседневной жизни. Что творчество нужно для самовыражения, самореализации. Что люди послушают/посмотрят/почитают и поразмыслят, узнают себя в строчках, звуках, картинках и т.д.
Да, действительно. У творчества есть такие функции. Но секрет его кроется в другом. Дэвид Гилмор, один из лидеров Pink Floyd, говорил, что творчество делается, в первую очередь, для себя, что не нужно угождать людям. Но он лукавит, вернее, не договаривает. Секрет творчества, творческого процесса раскрыл лидер группы Чиж & Co Сергей Чиграков ещё в 2000 г., написав песню «Глупенькая песня (Ассоль)».
Разберем по строчкам эту удивительную композицию
Напишу-ка глупенькую песню
Для постылых якобы-друзей:
Пусть себе смеются до упаду
От моих безграмотных идей.
Налицо сразу — самокритичность творческого человека и в то же время объективная оценка своих возможностей. «Постылые якобы-друзья» — это те люди, которые крутятся у музыканта в гримерке, эдакие тусовщики, частое окружение во время туров. Приближенная публика, так сказать. Иногда это школьные/университетские товарищи, иногда те, кто сам навязался, концертные фотографы — активные люди в общем, перед которыми артист не раскрывается, не откровенничает.
Все смеются, я доволен тоже -
Я нагородил им темный лес.
Этим лесом я отгородился как забором,
Чтоб никто мне в душу не пролез.
Речь идёт о ранимой душе артиста. Он носит маски, чтобы прикрыть свои переживания. И в то же время он способен виртуозно демонстрировать своё мастерство. Творческий человек пускает к себе в душу только тех, кому доверяет, кого хорошо знает, кто ему дорог, родных людей.
Не хочу, чтоб на порез вчерашний
Кто-то сыпал перец или соль,
Чтобы кто-то обнимал меня за плечи:
"Где твоя прекрасная Ассоль?"
Речь о журналистах и о людях типа "дружбан", которые вечно собирают обо всех подробности, наровят залезть в душу, урвать кусочек успеха. Творческий человек пишет произведение, которое говорит за него, делает его таким, каким он хочет казаться, и не нуждается в интерпретации автора, в нем, как правило, нет тайного смысла, который всегда ищет публика (по крайней мере не подразумевался изначально).
В данном случае музыкант хочет остаться «своим парнем, "парнем в доску", наркоманом, Жоржем Дюруа, пьяницей и музыкантом, и непризнанным талантом» — кем угодно, чтобы сохранить интимное, личное пространство, чтобы не быть разорванным на части.
Я свяжу нарочно одной рифмой
"Колесо", "постель" и "ремесло".
Я весьма доволен этой стихотворной ширмой:
Боже, как мне с нею повезло!
Здесь автор песни смеется над рифмачами и графоманами, с одной стороны. С другой — намекает на то, что некоторые песни сочиняются на ходу.
Порой используются штампы и шаблоны, в соответствии с жанром и тематикой, и «мучиться не надо, чтоб рожать»:
Я подкину пару заморочек
Про гашиш, про женщин, про вино.
Это очень нужно, ведь без этого так скучно -
Им другого в жизни не дано.
Только дома артист может расслабиться и почувствовать себя настоящего. Дома никто не ранит и не отнимет частичку счастья или нотку сладостной грусти, которую удалось сохранить. В данном случае — тоска о возлюбленной, которая где-то далеко. Не важно, существующая в реальности или нет.
Приходя домой, снимаю маску:
Где моя прекрасная Ассоль?
Где моя прекрасная Ассоль?
Итого, в чем секрет творчества:
1) Маска, чтобы сохранить интимное в себе
2) Показать мастерство
3) Песни пишутся на ходу
4) Нет тайного смысла
5) Использовать шаблоны и штампы в соответствии с жанром