«Я не могу без тебя», «ты — главное в моей жизни» — любовь слишком часто напоминает одержимость, навязчивую потребность. Работа мозга влюбленных и зависимых имеют много общего — к такому выводу пришла антрополог Хелен Фишер, проведя многолетнее исследование влюбленных пар.
ЧЕМ ПОХОЖИ ЛЮБОВЬ И ЗАВИСИМОСТЬ?
Навязчивые мысли
Когда любовь только зарождается, другой человек становится особенно значимым. Все мысли сосредотачиваются на партнере, становясь навязчивыми. А каждый момент вместе воспринимается ценным и неповторимым. Мысли и воспоминания о возлюбленном вызывают своеобразное «опьянение» — вы наслаждаетесь ими.
Сначала размышления о возлюбленном могут быть нерегулярными. Но многие участники исследований говорили, что по мере нарастания одержимости они проводили от 85 до 100 процентов дней и ночей, думая о партнере. Вместе с этой фиксацией влюбленные теряют способность концентрироваться на повседневных делах.
Мания
Гипомания — еще одна черта романтической любви. Влюбленные говорят, что дрожат, бледнеют, краснеют, потеют больше, чем обычно, чувствуют слабость и «бабочек в животе», теряют аппетит и сон. Это сопровождается чувством беспомощности и ощущением, что одержимость иррациональна, не запланирована и не поддается контролю. То же самое ощущает зависимый, испытывающий сильную тягу.
Активность системы вознаграждения
Нейробиологи Андреас Бартельс и Семир Зеки сравнили работу мозга влюбленных участников с мозгом наркоманов, которым только что ввели кокаин или опиоиды. Они увидели, что у тех, и у других активируются одни и те же области в системе вознаграждения. Позже Хелен Фишер с коллегами обнаружила активность в прилежащем ядре — области мозга, связанной со всеми зависимостями.
У влюбленных, которые смотрели на фотографии партнеров, была активна зона мозга под названием вентральная область покрышки — там происходит выработка дофамина. Это часть системы вознаграждения, которая генерирует желание, поиск, жажду, фокус на объекте желания и мотивацию его получить. Дофамин играет ключевую роль в формировании зависимости.
Синдром отмены
Когда влюбленные расстаются или оказываются разлученными, они испытывают состояние, похожее на то, когда зависимый обходится без веществ — опустошенность, депрессию, неспособность получать удовольствие. Некоторые теряют работоспособность, испытывают проблемы со здоровьем, аппетитом и сном.
Исследовав мозг тех, кого отвергли партнеры, Фишер с коллегами обнаружили активность в вентральной области покрышки, которая связана с интенсивным желанием быть вместе с объектом любви. Также активны были островковая кора и передняя поясная извилина, которые участвуют в переживании физической боли, беспокойства и дистресса.
Активна была и зона, связанная с тягой и зависимостью — орбитофронтальная кора мозга. В итоге отвергнутый влюбленный испытывает навязчивое желание быть с партнером наряду с подавленностью из-за безответности своих чувств.
По всем этим причинам Хелен Фишер утверждает, что любовь — естественная зависимость, которая может быть положительной, когда чувства взаимны и в отношениях все хорошо. Но когда любовь невзаимна или токсична, она угнетает человека и действует на него разрушительно, тогда ему необходимо настоящее лечение.